Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Красная шапочка» г. Сальска.
Аналитическая справка
развивающей предметно – пространственной среды.
Предметно – пространственная среда в МБДОУ организована в соответствии
пункта 3.3.4. требований ФГОС ДО. В ФГОС ДО:
«Содержательная насыщенность среды» предметно - пространственная
среда в группах и на участках МБДОУ обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства в соответствии с возрастными особенностями,
охраной и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их
развития.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет реализовывать
образовательные области в соответствии с ФГОС ДО: социально-коммуникативное
развитие; познавательное; речевое; художественно-эстетическое, физическое развитие.
В каждой группе предметно-пространственная среда организована таким образом,
что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом
его интересов, склонностей и уровня активности. Образовательное пространство группы
оснащено достаточным количеством материалов для игр и исследований, что позволяет
детям найти себе дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально.
Для этого в группах имеются различные центры:
* « Центр познавательного развития»
* «Центр занимательной математики»
* «Центр безопасности»
* «Центр экспериментирования»
* «Центр речевого развития»
* «Центр художественно – эстетического развития»
* «Центр театра»
* «Центр музыки»
* «Центр конструирования»
* «Центр физического развития»
* «Центр социально – коммуникативного развития»
* «Центр патриотического воспитания»
* «Центр дежурства»
* «Центр игры»
* «Казачий уголок»
Данная предметно – пространственная среда позволяет активизировать познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Среда в группах
периодически обновляется и дополняется.
На территории МБДОУ групповые участки оснащены спортивным оборудованием.
Имеется спортивная площадка, на которой находятся: бум, модуль «Змейка», сетка
волейбольная, баскетбольные стойки с кольцом, шагоход. В здании МБДОУ спортивный
зал оснащен спортивным оборудованием и доступен для занятий в соответствии с
возрастными категориями воспитанников: скакалки, мячи, гимнастические скамейки,
палки, мягкие модули, кегли, мешочки с грузом, дуги, канат, стенка гимнастическая и т.д.
Предоставление воспитанникам спортивного материала активизирует двигательную
активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. Участие в подвижных
играх и соревнованиях способствует развитию ловкости, силы и выносливости.
Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением предоставляет возможность детям самовыражаться.
Проявлять инициативность и творчество. Обстановка групп позволяет предусмотреть
чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей,
способствует реализации режима двигательной активности,
умственное утомление, способствует здоровьесбережению.
что
предупреждает
«Трансформируемость пространства» обусловлена возможностью
изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей.
Игры, пособия, мебель в группах полифункциональны и пригодны для
использования в разных видах детской активности: игра «поликлиника» может по
желанию быть как детской, офтальмологической, больницей с различными
специальностями врачей, ветеринарной клиникой. Игры и пособия игры «Поликлиника»
могут быть использованы в образовательной деятельности по развитию речи, в
изобразительной
деятельности,
в
познавательной
деятельности
(ФЭМП,
экспериментирование).
Организация предметно - пространственной среды в группах построена не только в
соответствии с возрастными, но и с гендерными особенностями воспитанников. Игры и
игрушки соответствуют возрастным особенностям воспитанников, так в зоне настольно –
печатных игр есть игры для девочек и мальчиков; уголки сюжетно - ролевых игр
ориентированы на мужские профессии (моряки, водители, строители, пожарные,
механики) и женские профессии (парикмахер, стилист, повар, продавец, доктор,
официант). Уголок ряженья в группах оснащен в соответствии с темами ознакомления
воспитанников. Костюмы и атрибутика периодически обновляются.
В группах организован свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Игровой материал
периодически меняется, появляются новые предметы или «преподносятся», как новые,
стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей, так как используется метод проектов - это предполагает внесение в
среду иллюстраций, фотографий, аудиозаписей, предметов, атрибутов по теме проекта,
стимулирующих познавательную активность детей; дидактических игр, игрушек,
пособий, стимулирующих игровую деятельность; проведение эксперимента педагога
вместе с детьми, детей вместе с родителями, создание педагогом стимулирует
исследовательскую активность, осуществляя свободный и осознанный выбор (варианта
задания, средств и способов его выполнения, партнеров для совместной работы), дети
учатся принимать самостоятельные и ответственные решения, искать новые имеющиеся
знания, планировать и анализировать свою деятельность, строить с другими людьми
отношения сотрудничества, таким образом, развивающая среда групп является
вариативной.
«Вариативность среды» на территории МБДОУ воспитанникам
предоставляются различные пространства для игр, конструирования, уединения –
спортивный участок с полосой препятствий, экологическая тропа, огород. На всех
участках имеются
песочницы, игровое оборудование, что стимулирует игровую,
двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Цветовое решение интерьера не раздражающее (крупные, «малоподвижные»
предметы обстановки окрашены в теплые тона, присутствие ярких предметов – игрушки,
яркие элементы отделки). Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по
своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках
открытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно- печатные и дидактические
игры.
Игровая среда групп является вариативной: игровой материал периодически
сменяется, согласно сезону, теме и потребностям детей. Появляются новые предметы и
материалы,
стимулирующие
игровую,
двигательную,
познавательную
и
исследовательскую активность детей. В центрах сюжетно-ролевых игр появляются
различные атрибуты, которые способствуют обогащению или развитию нового сюжета
игры. В книжных центрах обновляется подборка книг, в центрах дидактических игр
постоянно обновляются настольно - печатные игры. Наличие разнообразных материалов,
игр, игрушек и оборудования, обеспечивает свободный выбор детей. Через развивающую
предметно-пространственную среду формируется зона ближайшего психического
развития ребёнка. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка,
развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру,
к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является
основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Игровые зоны позволяют создавать условия для творческой деятельности детей,
развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов,
воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Игровые зоны оснащены
центрами и атрибутами для сюжетно - ролевых игр: «Салон красоты», «Магазин»,
«Семья», «Автостанция», подобранных с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними
животными, кукольная мебель, наборы для кухни, плита, стиральная машина, игрушечная
посуда, приборы, коляски для кукол, комплекты одежды и постельные принадлежности
для кукол.
Развивающая среда групп соответствует интересам мальчиков и девочек.
В игровых зонах располагаются центры ПДД, в которых есть всё необходимое для
усвоения детьми правил дорожного движения: макет с проезжей частью и перекрестком,
светофор, жезлы, машинки, небольшие игрушки (фигурки людей). На стенах висят яркие
красочные плакаты по правилам дорожного движения, по безопасному поведению на
дороге. В уголках имеются дорожные знаки, дидактические игры.
В группах расположены центры физического развития, оснащенные различными
атрибутами для развития двигательной активности и физических качеств детей: мячи
различного размера, обручи, флажки, кегли, кольцебросы, мишени, скакалки, летающие
тарелки и т.д. Предметное наполнение уголков применяется в подвижных играх,
индивидуальной двигательной деятельности и в свободной деятельности детей.
Музыкально-театральный центры оборудованы ширмами, различными видами
театров: пальчиковыми театрами, би-ба-бо, театром масок, атрибутами для теневого
театра, фланелеграфы с персонажами из сказок, куклами, костюмами, парикими и другое.
Рядом на открытых полочках находятся музыкальные инструменты для музыкального
развития и формирования интереса к музыке. Здесь дети учатся играть простейшие
мелодии на различных музыкальных инструментах: бубны, дудочки, свистульки,
барабаны, металлофон, маракасы, трещотки, ложки.
Книжные уголки оснащены книгами по программе, соответствующими возрасту
детей. Постоянно они пополняются книгами-малютками, книгами-игрушками, сказками,
детскими журналами и другое. Центры речевого развития наполнены разнообразным
иллюстративным материалом по развитию речи «Космос», «Транспорт», «Техника»,
«Профессии» и другое, картотекой упражнений на развитие связной речи «Веселые
истории», «Доскажи словечко», «У кого что?», «Времена года» и другое, игры на развитие
звуковой культуры речи, связной речи «Мои любимые сказки», «Времена года», «Дикие и
домашние животные».
Центры художественно-творческой деятельности стимулируют детей к реализации
творческих способностей, дают детям возможность получить удовольствие от знакомства
с новыми материалами, обогащают их тактильные ощущения. Они оснащены различными
материалами для нетрадиционных техник рисования, трафаретами с
контурами
предметов, схемами, разнообразными печатками, дидактические альбомы, многие из
которых изготовлены своими руками, образцы декоративного рисования, схемы,
алгоритмы. Целью центров является формирование творческого потенциала детей,
формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-эстетических
способностей, самостоятельности, активности, развития зрительного восприятия. В этих
центрах дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина,
вырезая из бумаги и т. д.
Центры конструирования предназначены для развития пространственного и
конструктивного мышления, творческого воображения, формирования умения работать
по заданной схеме. Оснащены: крупным, средним, мелким строительным конструктором,
тематическими строительными наборами, конструкторами типа «Лего», небольшие
игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей, животных, макеты деревьев),
сборно- разборные корабль, самолет. При помощи конструктора с крупными элементами,
мягких модулей можно сооружать различные постройки: поезд, автобус, корабль,
самолет, домики, и т.п. в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей.