Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению педагогическим советом
МБДОУ № 9 «Красная шапочка» г.
Сальска Протокол № 1 от 25.08.2021 г.

Утверждаю:
заведующий МБДОУ № 9
«Красная шапочка» г. Сальска
__________Власенко О.И.
Приказ № 107 от 30.08.2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С
ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ДЕТСКИЙ САД № 9 «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» Г. САЛЬСКА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе группы компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее Положение) разработано
Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад
№ 9 «Красная шапочка» г. Сальска» (далее МБДОУ) с учетом требований нормативноправовых документов и организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОО.
1.2.
Настоящее Положение регулирует деятельность группы компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее с ТНР) МБДОУ (далее Учреждение).
1.3. Положение определяет цели, задачи, содержание и порядок организации
образовательной деятельности компенсирующей группы для детей с ТНР в Учреждении и
разработано в соответствии с:
• Конвенцией о правах ребенка;
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012г.;
• Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от
15.05.2013 г. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»;
• Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 г.;
• Положением « О психолого – педагогическом консилиуме МБДОУ № 9
«Красная шапочка» г. Сальска;
• Уставом МБДОУ.
1.4. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (далее – группа
компенсирующей направленности) является структурной единицей Учреждения и
создается на основании приказа заведующего об открытии групп в соответствии с
штатным расписанием.
1.5. Группа
компенсирующей
направленности
–
форма
организации
образовательного процесса, при котором дети с ТНР, обучаются по Адаптированной
основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи, разработанной Учреждением самостоятельно на основе примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Цели и задачи группы компенсирующей направленности для
детей с ТНР

2.1. Целью деятельности группы компенсирующей направленности является

создание оптимальных психолого-педагогических условий для освоения адаптированной
основной образовательной программы дошкольного образования (далее – АООП).
2.2. Задачи группы компенсирующей направленности:
• организация комплексной помощи воспитанникам Учреждения по коррекции
тяжелых нарушений речи;
• своевременное
выявление
особых
образовательных
потребностей
воспитанников, имеющих ТНР;
• обеспечение индивидуально ориентированной психолого - педагогической
помощи воспитанникам, имеющим ТНР, с учетом особенностей их психофизического
развития и индивидуальных возможностей;
• предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения;
• обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других
организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим
нарушения речи;
•
обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников Учреждения по преодолению у ребенка ТНР;
• повышение
педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих
ТНР.
3. Порядок комплектования группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР
3.1. Зачисление детей в группу компенсирующей направленности происходит в
соответствие с правилами «Приема заявлений, постановки на учет и зачисление детей в
образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного
образования», с соблюдением количественных норм детей в группе и при условии
наличия свободных мест.
3.2. Решение о зачислении ребенка в группу компенсирующей направленности
для детей с ТНР выносится приказом заведующего на основании заключения ТПМПК, с
обязательного согласия родителей (законных представителей).
3.3. В группу компенсирующей направленности принимаются дети с учетом
возраста и уровня речевого развития.
3.4. Приему в группы компенсирующей направленности подлежат дети с
нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Приему в группу
компенсирующей направленности не подлежат дети, имеющие заболевания, которые
являются противопоказаниями для зачисления в Учреждение.
3.5. Группа компенсирующей направленности функционирует с 1 сентября по 31
августа учебного года.
3.6. Срок коррекционного обучения определяется заключением ТПМПК.
3.7. Предельная наполняемость групп компенсирующей направленности
определяется действующим законодательством.
3.8. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в
компенсирующей группе несут родители (законные представители), учитель - логопед,
воспитатель и заведующий МБДОУ.

4. Организация и содержание работы в группе компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

года;

4.1. Группа является структурной единицей МБДОУ.
4.2. Группа функционирует 5 дней в неделю в течение календарного
время работы: с 7.00 до 17.30, с понедельника по пятницу; выходные дни:
суббота, воскресенье, праздничные дни.

4.3. Группа обеспечивается специальным помещением, оборудованием и
пособиями в соответствии с возрастом детей, с учетом уровня речевого развития детей и
требований СанПиНа.
4.4. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого
развития оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, воспитатели группы, младший воспитатель.
4.5. Распорядок дня для воспитанников группы устанавливается с учётом
требований основной общеобразовательной программы и рекомендаций СанПиНа.
4.6. Планирование всего объема работы определяется целями и задачами
коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с требованиями АООП для
детей с ТНР и учетом рекомендаций СанПиНа.
4.7. Организация образовательного процесса в группе регламентируется учебным
планом, расписанием занятий, перспективными планами, режимом дня.
4.8. Основными организационными формами работы в группах являются
фронтальные, подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия.
4.9. Количество и периодичность индивидуальных коррекционных занятий
зависит от тяжести нарушений речевого развития ребенка.
4.10. Учитель-логопед проводит коррекционные занятия в соответствии с
графиком работы, циклограммой деятельности и расписанием занятий.
4.11. Диагностика уровня развития детей в группе осуществляется 2 раза в год
(сентябрь, май).
4.12. Воспитатель группы выполняет задание учителя-логопеда по закреплению
отрабатываемых на коррекционных занятиях навыков во время коррекционного часа
после дневного сна.
4.13. Сроки коррекционной работы с детьми, имеющими ТНР, в группе могут
составлять от 1 года до 3-х лет в соответствии с рекомендациями ТПМПК и зависят от
степени выраженности речевых нарушений, динамики коррекционной работы,
индивидуально-личностных особенностей ребенка.
4.14. В период пребывания в группе для детей с ТНР воспитанник может быть
направлен на повторное обследование специалистами ТПМПК для уточнения речевого
заключения и определения условий дальнейшего получения образования в случаях
предположительного выявления учителем - логопедом, педагогом-психологом следующих
клинических форм и состояний:
 недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
 выраженные нарушения слуха и зрения;
 нарушение коммуникативной функции в форме раннего детского аутизма,
расстройства аутистического спектра;
- задержка психического развития.

5. Участники коррекционной работы в группе для детей с ТНР
5.1 Учитель-логопед:
5.1.1. Является ведущим специалистом в группе для детей с ТНР, который
организует коррекционную работу, координирует воспитательную и образовательную
работу. В составе рабочей группы специалистов разрабатывает АООП дошкольного
образования для группы детей с ТНР.
5.1.2. Проводит первичное логопедическое обследование в начале учебного года
(сентябрь), а также мониторинг речевого развития детей с ТНР в конце учебного года
(май), документально фиксирует динамику устранения речевых нарушений у
воспитанников группы.
5.1.3. Заполняет речевую карту на каждого воспитанника группы для детей с ТНР
в соответствии с речевым статусом ребёнка, с учетом заключения ПМПК.
5.1.4. Определяет
периодичность
и
продолжительность
проведения
индивидуальных и фронтальных (или подгрупповых) занятий в группе для детей с ТНР.
5.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы логопедической помощи,
корректирует содержание коррекционной работы.
5.1.6. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными
представителями) МБДОУ:
– по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы;

– по вопросам освоения АООП для детей с ТНР.
5.1.7. Обеспечивает взаимодействие с семьями воспитанников МБДОУ по
преодолению у детей ТНР. Проводит повышение педагогической компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей.
5.1.8.
Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения,
специалистами ПМПК.
5.1.9.
Контролирует выполнение воспитателями, музыкальным работником,
инструктором по физической культуре рекомендаций по проведению коррекционной
работы с воспитанниками группы.
5.1.10.
Взаимодействует с педагогом-психологом Учреждения по вопросам
коррекции психических процессов у воспитанников.
5.1.11.
Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению и
учету коррекционной работы и её результатов.
5.2. Воспитатель группы для детей с ТНР:
Создает развивающую предметно пространственную среду
для
преодоления речевых нарушений у воспитанников согласно рекомендациям
учителя - логопеда.
5.2.2.
Проводит педагогическую диагностику освоения АООП воспитанниками
группы.
5.2.3. Планирует и проводит с воспитанниками группы:
– образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной;
– образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
– самостоятельную деятельность детей;
– участвует под руководством учителя-логопеда в реализации коррекционных
мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом
развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников
группы.
5.2.4.
Осуществляет
контроль
за
правильным
произношением
скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников
5.2.1.

группы во всех видах детской деятельности, самостоятельной деятельности, режимных
моментах в течение дня.
5.2.5.
Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками
Учреждения, родителями (законными представителями) воспитанников группы по
вопросам реализации АООП.
5.2.6.
Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников, обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
5.2.7.
Ведет необходимую документацию по планированию и проведению с
воспитанниками группы:

–

образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации
различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной
деятельности;
– коррекционных мероприятий (по заданию учителя-логопеда), обеспечивающих
коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и
психофизиологических особенностей воспитанников группы.
5.3. Музыкальный руководитель:
5.3.1. Планирует содержание работы по освоению детьми с ТНР АООП в
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», решая задачи
музыкального воспитания. Проводит образовательную деятельность, осуществляемую в
процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников с учётом
их возрастных и психофизиологических особенностей. Отбирает музыкальный и
художественный репертуар с учетом проведения коррекционной работы с
воспитанниками группы.
5.3.2.
Осуществляет
контроль
за
правильным
произношением
скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников
группы во время образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации
музыкально-художественной деятельности.
5.3.3.
Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками
Учреждения, родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
реализации задач музыкального образования и развития детей дошкольного возраста в
условиях детского сада.
5.3.4.
Ведет необходимую документацию по планированию образовательной
деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкально-художественной
деятельности воспитанников группы.
5.4. Инструктор по физической культуре:
5.4.1. Планирует содержание работы по освоению детьми с ТНР АООП в
образовательной области «Физическое развитие».
5.4.2. Совместно с воспитателем группы проводит образовательную деятельность
с воспитанниками группы, осуществляемую в процессе организации деятельности по
физической культуре с учётом их возрастных и психофизиологических особенностей.
5.4.3.
Во время проведения образовательной деятельности по физической
культуре:
–
осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы;
– регулирует физическую нагрузку, следит за физическим состоянием
воспитанников группы.
5.4.4.
Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками
Учреждения, родителями (законными представителями) воспитанников группы по
вопросам реализации АООП в образовательной области «Физическое развитие».

5.4.5.
Ведет необходимую документацию по планированию образовательной
деятельности по овладению детьми группы физической культурой, элементарными
нормами и правилами здорового образа жизни.
5.5. Педагог-психолог:
5.5.1. Проводит первичное психологическое обследование детей в начале
учебного года (сентябрь), осуществляет мониторинг психического развития детей с ТНР в
середине года (по необходимости) и в конце учебного года, документально фиксирует
динамику психического развития у воспитанников группы.
5.5.2. Составляет план коррекционной работы с воспитанниками, имеющим ТНР.
5.5.3. Определяет
периодичность
и
продолжительность
проведения
индивидуальных или подгрупповых занятий в группе для детей с ТНР.
5.5.4. Самостоятельно отбирает методы и приёмы психологической помощи,
корректирует содержание коррекционной работы.
5.5.5.
Осуществляет
контроль
за
правильным
произношением
скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников
группы во время коррекционных занятий.
5.5.6.
Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками
Учреждения, родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
реализации АООП.
5.5.7. Осуществляет
повышение
компетентности
родителей
(законных
представителей) в вопросах психического развития детей.
5.6. Родители (законные представители):
5.6.1.
Являются
равноправными
участниками
коррекционного
и
образовательного процесса
5.6.2. Знакомятся с содержанием АООП и участвуют в реализации в части
организации коррекционного сопровождения вне Учреждения.
5.6.3. Создают в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития
ребенка.
5.6.4.
Взаимодействуют
с педагогическими
работниками
по
преодолению речевых нарушений ребенка.
5.6.5. Выполняют
рекомендации
учителя-логопеда,
педагога-психолога,
воспитателей группы по осуществлению коррекционных мероприятий вне Учреждения и
обеспечению непрерывности коррекционно-образовательного процесса.
6. Руководство и контроль
6.1. Работу группы компенсирующей направленности возглавляет и координирует
руководитель из числа административно-управленческого, либо педагогического состава
организации, имеющий достаточный опыт работы и соответствующую квалификацию.
6.3. Права и обязанности педагогического работника и обслуживающего персонала
группы компенсирующей направленности определяются Правилами внутреннего
трудового распорядка, должностными инструкциями и другими локальными актами.
6.4. На должность учителя-логопеда назначаются лица, имеющие высшее
специальное образование.
6.5. На должность воспитателя группы назначаются лица, имеющие высшее или
среднее специальное (педагогическое) образование и прошедшие подготовку на курсах
воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (или
на курсах воспитателей логопедических групп).
6.6.
Учебно-методическое руководство деятельностью групп осуществляет
старший воспитатель.

6.7. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп
определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными
обязанностями.
7. Сроки действия положения
7.1. Настоящее Положение принимается педагогическим советом и утверждается
приказом заведующего учреждением. Срок данного Положения не ограничен. Данное
Положение действует до принятия нового.
7.2. В Положение могут быть внесены изменения и/или дополнения. Предложения
о внесении изменений и/или дополнений в Положение вносятся любой из сторон с
обоснованием причин для их внесения. Далее предложения выносятся на обсуждение
педагогического совета. По решению педагогического совета заведующий Учреждением
издает приказ о внесении изменений и/или дополнений в Положение.
7.3. Все изменения и дополнения к настоящему Положению являются
действительными, если они совершены в письменной форме и подписаны
уполномоченными представителями всех сторон (заведующей Учреждением,
представителем работников).
7.4. Настоящее Положение может утратить силу досрочно:
- по соглашению сторон;
- как противоречащее законодательству и локальным нормативным актам
Учреждения и/или не отвечающего современным требованиям к условиям труда в
Учреждении (образовательному процессу, охране труда и соблюдению техники
безопасности и др.).
7.5. Сторона, желающая прекратить действие настоящего Положения, должна
заявить об этом в письменном виде другой стороне не позднее, чем за месяц до
предполагаемого
выхода
из
действующего
Положения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти