Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению педагогическим советом
МБДОУ № 9 «Красная шапочка» г.
Сальска Протокол № 1 от 25.08.2021 г.
Утверждаю:
заведующий МБДОУ № 9
«Красная шапочка» г. Сальска
__________Власенко О.И.
Приказ № 107 от 30.08.2021 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С
ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ДЕТСКИЙ САД № 9 «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» Г. САЛЬСКА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе группы компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее Положение) разработано
Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад
№ 9 «Красная шапочка» г. Сальска» (далее МБДОУ) с учетом требований нормативноправовых документов и организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОО.
1.2.
Настоящее Положение регулирует деятельность группы компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее с ТНР) МБДОУ (далее Учреждение).
1.3. Положение определяет цели, задачи, содержание и порядок организации
образовательной деятельности компенсирующей группы для детей с ТНР в Учреждении и
разработано в соответствии с:
• Конвенцией о правах ребенка;
• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012г.;
• Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от
15.05.2013 г. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»;
• Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 г.;
• Положением « О психолого – педагогическом консилиуме МБДОУ № 9
«Красная шапочка» г. Сальска;
• Уставом МБДОУ.
1.4. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (далее – группа
компенсирующей направленности) является структурной единицей Учреждения и
создается на основании приказа заведующего об открытии групп в соответствии с
штатным расписанием.
1.5. Группа
компенсирующей
направленности
–
форма
организации
образовательного процесса, при котором дети с ТНР, обучаются по Адаптированной
основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи, разработанной Учреждением самостоятельно на основе примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2. Цели и задачи группы компенсирующей направленности для
детей с ТНР
2.1. Целью деятельности группы компенсирующей направленности является
создание оптимальных психолого-педагогических условий для освоения адаптированной
основной образовательной программы дошкольного образования (далее – АООП).
2.2. Задачи группы компенсирующей направленности:
• организация комплексной помощи воспитанникам Учреждения по коррекции
тяжелых нарушений речи;
• своевременное
выявление
особых
образовательных
потребностей
воспитанников, имеющих ТНР;
• обеспечение индивидуально ориентированной психолого - педагогической
помощи воспитанникам, имеющим ТНР, с учетом особенностей их психофизического
развития и индивидуальных возможностей;
• предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения;
• обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других
организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим
нарушения речи;
•
обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников Учреждения по преодолению у ребенка ТНР;
• повышение
педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих
ТНР.
3. Порядок комплектования группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР
3.1. Зачисление детей в группу компенсирующей направленности происходит в
соответствие с правилами «Приема заявлений, постановки на учет и зачисление детей в
образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного
образования», с соблюдением количественных норм детей в группе и при условии
наличия свободных мест.
3.2. Решение о зачислении ребенка в группу компенсирующей направленности
для детей с ТНР выносится приказом заведующего на основании заключения ТПМПК, с
обязательного согласия родителей (законных представителей).
3.3. В группу компенсирующей направленности принимаются дети с учетом
возраста и уровня речевого развития.
3.4. Приему в группы компенсирующей направленности подлежат дети с
нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Приему в группу
компенсирующей направленности не подлежат дети, имеющие заболевания, которые
являются противопоказаниями для зачисления в Учреждение.
3.5. Группа компенсирующей направленности функционирует с 1 сентября по 31
августа учебного года.
3.6. Срок коррекционного обучения определяется заключением ТПМПК.
3.7. Предельная наполняемость групп компенсирующей направленности
определяется действующим законодательством.
3.8. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в
компенсирующей группе несут родители (законные представители), учитель - логопед,
воспитатель и заведующий МБДОУ.
4. Организация и содержание работы в группе компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
года;
4.1. Группа является структурной единицей МБДОУ.
4.2. Группа функционирует 5 дней в неделю в течение календарного
время работы: с 7.00 до 17.30, с понедельника по пятницу; выходные дни:
суббота, воскресенье, праздничные дни.
4.3. Группа обеспечивается специальным помещением, оборудованием и
пособиями в соответствии с возрастом детей, с учетом уровня речевого развития детей и
требований СанПиНа.
4.4. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого
развития оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, воспитатели группы, младший воспитатель.
4.5. Распорядок дня для воспитанников группы устанавливается с учётом
требований основной общеобразовательной программы и рекомендаций СанПиНа.
4.6. Планирование всего объема работы определяется целями и задачами
коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с требованиями АООП для
детей с ТНР и учетом рекомендаций СанПиНа.
4.7. Организация образовательного процесса в группе регламентируется учебным
планом, расписанием занятий, перспективными планами, режимом дня.
4.8. Основными организационными формами работы в группах являются
фронтальные, подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия.
4.9. Количество и периодичность индивидуальных коррекционных занятий
зависит от тяжести нарушений речевого развития ребенка.
4.10. Учитель-логопед проводит коррекционные занятия в соответствии с
графиком работы, циклограммой деятельности и расписанием занятий.
4.11. Диагностика уровня развития детей в группе осуществляется 2 раза в год
(сентябрь, май).
4.12. Воспитатель группы выполняет задание учителя-логопеда по закреплению
отрабатываемых на коррекционных занятиях навыков во время коррекционного часа
после дневного сна.
4.13. Сроки коррекционной работы с детьми, имеющими ТНР, в группе могут
составлять от 1 года до 3-х лет в соответствии с рекомендациями ТПМПК и зависят от
степени выраженности речевых нарушений, динамики коррекционной работы,
индивидуально-личностных особенностей ребенка.
4.14. В период пребывания в группе для детей с ТНР воспитанник может быть
направлен на повторное обследование специалистами ТПМПК для уточнения речевого
заключения и определения условий дальнейшего получения образования в случаях
предположительного выявления учителем - логопедом, педагогом-психологом следующих
клинических форм и состояний:
недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
выраженные нарушения слуха и зрения;
нарушение коммуникативной функции в форме раннего детского аутизма,
расстройства аутистического спектра;
- задержка психического развития.
5. Участники коррекционной работы в группе для детей с ТНР
5.1 Учитель-логопед:
5.1.1. Является ведущим специалистом в группе для детей с ТНР, который
организует коррекционную работу, координирует воспитательную и образовательную
работу. В составе рабочей группы специалистов разрабатывает АООП дошкольного
образования для группы детей с ТНР.
5.1.2. Проводит первичное логопедическое обследование в начале учебного года
(сентябрь), а также мониторинг речевого развития детей с ТНР в конце учебного года
(май), документально фиксирует динамику устранения речевых нарушений у
воспитанников группы.
5.1.3. Заполняет речевую карту на каждого воспитанника группы для детей с ТНР
в соответствии с речевым статусом ребёнка, с учетом заключения ПМПК.
5.1.4. Определяет
периодичность
и
продолжительность
проведения
индивидуальных и фронтальных (или подгрупповых) занятий в группе для детей с ТНР.
5.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы логопедической помощи,
корректирует содержание коррекционной работы.
5.1.6. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными
представителями) МБДОУ:
– по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы;
– по вопросам освоения АООП для детей с ТНР.
5.1.7. Обеспечивает взаимодействие с семьями воспитанников МБДОУ по
преодолению у детей ТНР. Проводит повышение педагогической компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей.
5.1.8.
Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения,
специалистами ПМПК.
5.1.9.
Контролирует выполнение воспитателями, музыкальным работником,
инструктором по физической культуре рекомендаций по проведению коррекционной
работы с воспитанниками группы.
5.1.10.
Взаимодействует с педагогом-психологом Учреждения по вопросам
коррекции психических процессов у воспитанников.
5.1.11.
Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению и
учету коррекционной работы и её результатов.
5.2. Воспитатель группы для детей с ТНР:
Создает развивающую предметно пространственную среду
для
преодоления речевых нарушений у воспитанников согласно рекомендациям
учителя - логопеда.
5.2.2.
Проводит педагогическую диагностику освоения АООП воспитанниками
группы.
5.2.3. Планирует и проводит с воспитанниками группы:
– образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной;
– образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
– самостоятельную деятельность детей;
– участвует под руководством учителя-логопеда в реализации коррекционных
мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом
развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников
группы.
5.2.4.
Осуществляет
контроль
за
правильным
произношением
скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников
5.2.1.
группы во всех видах детской деятельности, самостоятельной деятельности, режимных
моментах в течение дня.
5.2.5.
Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками
Учреждения, родителями (законными представителями) воспитанников группы по
вопросам реализации АООП.
5.2.6.
Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников, обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
5.2.7.
Ведет необходимую документацию по планированию и проведению с
воспитанниками группы:
–
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации
различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной
деятельности;
– коррекционных мероприятий (по заданию учителя-логопеда), обеспечивающих
коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и
психофизиологических особенностей воспитанников группы.
5.3. Музыкальный руководитель:
5.3.1. Планирует содержание работы по освоению детьми с ТНР АООП в
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», решая задачи
музыкального воспитания. Проводит образовательную деятельность, осуществляемую в
процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников с учётом
их возрастных и психофизиологических особенностей. Отбирает музыкальный и
художественный репертуар с учетом проведения коррекционной работы с
воспитанниками группы.
5.3.2.
Осуществляет
контроль
за
правильным
произношением
скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников
группы во время образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации
музыкально-художественной деятельности.
5.3.3.
Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками
Учреждения, родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
реализации задач музыкального образования и развития детей дошкольного возраста в
условиях детского сада.
5.3.4.
Ведет необходимую документацию по планированию образовательной
деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкально-художественной
деятельности воспитанников группы.
5.4. Инструктор по физической культуре:
5.4.1. Планирует содержание работы по освоению детьми с ТНР АООП в
образовательной области «Физическое развитие».
5.4.2. Совместно с воспитателем группы проводит образовательную деятельность
с воспитанниками группы, осуществляемую в процессе организации деятельности по
физической культуре с учётом их возрастных и психофизиологических особенностей.
5.4.3.
Во время проведения образовательной деятельности по физической
культуре:
–
осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы;
– регулирует физическую нагрузку, следит за физическим состоянием
воспитанников группы.
5.4.4.
Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками
Учреждения, родителями (законными представителями) воспитанников группы по
вопросам реализации АООП в образовательной области «Физическое развитие».
5.4.5.
Ведет необходимую документацию по планированию образовательной
деятельности по овладению детьми группы физической культурой, элементарными
нормами и правилами здорового образа жизни.
5.5. Педагог-психолог:
5.5.1. Проводит первичное психологическое обследование детей в начале
учебного года (сентябрь), осуществляет мониторинг психического развития детей с ТНР в
середине года (по необходимости) и в конце учебного года, документально фиксирует
динамику психического развития у воспитанников группы.
5.5.2. Составляет план коррекционной работы с воспитанниками, имеющим ТНР.
5.5.3. Определяет
периодичность
и
продолжительность
проведения
индивидуальных или подгрупповых занятий в группе для детей с ТНР.
5.5.4. Самостоятельно отбирает методы и приёмы психологической помощи,
корректирует содержание коррекционной работы.
5.5.5.
Осуществляет
контроль
за
правильным
произношением
скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников
группы во время коррекционных занятий.
5.5.6.
Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками
Учреждения, родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
реализации АООП.
5.5.7. Осуществляет
повышение
компетентности
родителей
(законных
представителей) в вопросах психического развития детей.
5.6. Родители (законные представители):
5.6.1.
Являются
равноправными
участниками
коррекционного
и
образовательного процесса
5.6.2. Знакомятся с содержанием АООП и участвуют в реализации в части
организации коррекционного сопровождения вне Учреждения.
5.6.3. Создают в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития
ребенка.
5.6.4.
Взаимодействуют
с педагогическими
работниками
по
преодолению речевых нарушений ребенка.
5.6.5. Выполняют
рекомендации
учителя-логопеда,
педагога-психолога,
воспитателей группы по осуществлению коррекционных мероприятий вне Учреждения и
обеспечению непрерывности коррекционно-образовательного процесса.
6. Руководство и контроль
6.1. Работу группы компенсирующей направленности возглавляет и координирует
руководитель из числа административно-управленческого, либо педагогического состава
организации, имеющий достаточный опыт работы и соответствующую квалификацию.
6.3. Права и обязанности педагогического работника и обслуживающего персонала
группы компенсирующей направленности определяются Правилами внутреннего
трудового распорядка, должностными инструкциями и другими локальными актами.
6.4. На должность учителя-логопеда назначаются лица, имеющие высшее
специальное образование.
6.5. На должность воспитателя группы назначаются лица, имеющие высшее или
среднее специальное (педагогическое) образование и прошедшие подготовку на курсах
воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (или
на курсах воспитателей логопедических групп).
6.6.
Учебно-методическое руководство деятельностью групп осуществляет
старший воспитатель.
6.7. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп
определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными
обязанностями.
7. Сроки действия положения
7.1. Настоящее Положение принимается педагогическим советом и утверждается
приказом заведующего учреждением. Срок данного Положения не ограничен. Данное
Положение действует до принятия нового.
7.2. В Положение могут быть внесены изменения и/или дополнения. Предложения
о внесении изменений и/или дополнений в Положение вносятся любой из сторон с
обоснованием причин для их внесения. Далее предложения выносятся на обсуждение
педагогического совета. По решению педагогического совета заведующий Учреждением
издает приказ о внесении изменений и/или дополнений в Положение.
7.3. Все изменения и дополнения к настоящему Положению являются
действительными, если они совершены в письменной форме и подписаны
уполномоченными представителями всех сторон (заведующей Учреждением,
представителем работников).
7.4. Настоящее Положение может утратить силу досрочно:
- по соглашению сторон;
- как противоречащее законодательству и локальным нормативным актам
Учреждения и/или не отвечающего современным требованиям к условиям труда в
Учреждении (образовательному процессу, охране труда и соблюдению техники
безопасности и др.).
7.5. Сторона, желающая прекратить действие настоящего Положения, должна
заявить об этом в письменном виде другой стороне не позднее, чем за месяц до
предполагаемого
выхода
из
действующего
Положения.