проделанной работе педагога-психолога за 2023-2024 учебный год
На 2023-2024 учебный год мной была поставлена цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, содействию гармоничному
развитию дошкольников в условиях дошкольного образования.
И следующие задачи:
1. Психологическое сопровождения воспитательно - образовательного процесса.
2. Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоционально-волевой и поведенческих сфер.
3. Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
4. Оказание помощи детям, нуждающимся в специальных формах организации деятельности.
5. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития- психологическая подготовка к школе.
6.
Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в вопросах развитии, обучения, воспитания детей.
За истекший период работа в данном учреждении велась по следующим направлениям:
1.Психологичекая диагностика
2. Коррекционно-развивающая деятельность.
3. Психологическое консультирование, просвещение
4. Экспертная работа.
5. Организационно-методическая работа.
Кол-во групп 6
Ясельная группа №2 «ягодки»
Средняя группы №8 «золотые рыбки»
Подготовительные группа комбинированной направленности №7«Солнышки» старшая группа № 6 «Аленькие цветочки»
Компенсирующей направленности группа №4 «Непоседы»
Качественный анализ.
1. Диагностическая деятельность:
В начале учебного года было проведено первичное обследование готовности детей 6 -7 лет подготовительной группы №7
« С о л н ы ш к и " , компенсирующей группы № 4 «Непоседы» к школьному обучению. Цель - определение уровня школьной
зрелости детей подготовительной группы для выявления детей, не достаточно готовых к школьному обучению и нуждающихся в
развивающих занятиях и индивидуальном подходе при обучении.
1. В августе началась работа по выявлению степени адаптации к ДОУ вновь прибывших детей. По мере поступления детей в ДОУ
выявлялась степень их адаптации. На каждого ребенка заводился адаптационный лист, в котором отмечалось: 1. Настроение; 2.
Качество сна и питания; 3. Общение с детьми и со взрослыми; 4. Активность в игре и речи. С родителями и воспитателями детей, у
которых наблюдалась тяжелая адаптация, проводилась разъяснительная работа, давались рекомендации по повышению уровня
положительной установки на пребывание в ДОУ, по облегчению процесса адаптации. Результаты работы оказались
положительными, трудности адаптации были преодолены.
В начале года проводилось первичное психодиагностическое исследование общего развития детей группы компенсирующей направленности
№4 «Непоседы» для детей с тяжелым недоразвитием речи. Целью данного обследования являлось выявление детей нуждающихся в
личностно-ориентированном подходе.
2. В январе было проведено промежуточное обследование детей с нарушениями речи, с целью отслеживания динамики развития в ходе
коррекционно-развивающего обучения и определения дальнейшей программы развития.
3. В конце года было проведено итоговое обследование готовности детей 6 -7 лет к школьному обучению. Целью
психодиагностического исследования являлось определение уровня школой зрелости детей 6-7 лет к началу школьного обучения.
Была изучена динамика развития познавательной сферы, разработаны рекомендации для родителей.
4. В конце года проводилась итоговая диагностика общего развития детей группы компенсирующей направленности
№ 4 «Непоседы» для детей с тяжелым недоразвитием речи, с целью определения результативности коррекционно-развивающего
воздействия и построения дальнейшего плана работы.
II Коррекционно-развивающая деятельность.
1. На основании психодиагностического исследования общего развития детей с тяжелым недоразвитием речи, были разработаны
индивидуальные программы развития и обучения. Занятия с детьми проводились 1-2 раза в неделю в течение учебного года. Занятия
были направлены на развитие ВПФ, а также развитие мотивационно -волевой и эмоционально-личностной сфер ребенка, были
разработаны дальнейшие рекомендации.
2. Была проведена коррекционно - развивающая работа по развитию эмоционально-волевой сферы детей 4 –5, 5-6 и 6-7 лет по
программе С.В.Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь, хвастаюсь» для детей 4 – 7 лет и «Уроки добра»
С.И. Семенака с детьми 5- 7 лет, с нарушениями в поведении (по коррекции личностных, поведенческих и эмоциональных проблем).
3. В течение года проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми направленные на развитие восприятия,
мыслительных операций: исключение, обобщение, сравнение, установление логических связей, выявление закономерностей,
развитию мелкой моторики, формированию учебной мотивации.
4. В течение года проводились индивидуальные занятия (по плану или по запросу) по развитию индивидуальных особенностей и
качеств личности, устранение тревожности, коррекцию агрессии, проблемы в общении и взаимодействии, неадекватные
поведенческие и эмоциональные реакции ,т.е. развитию эмоционально-волевой сферы.
III Психологическое просвещение, психологическая профилактика и консультация.
На протяжении всего учебного года проводила анкетирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной
психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по
поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей.
Систематически пополняю информацию «папок-передвижек» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах
ДОУ.
1. «Ребенок поступает в детский сад, проблемы адаптации»
2. «Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка»
3. «Возрастные нормы психического развития детей»
4. «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей»
5. «Готовим ребёнка к школе»
6. Индивидуальное консультирование педагогов и родителей ( по запросу, по результатам обследования, порезультатам
анкетирования)
Консультирование родителей проходило через рассылку в родительские группы WhatsApp памяток о возрастныхособенностях детей:
«В детский сад без слез!»
«Адаптация к ДОУ вновь поступивших детей»
«Возрастные кризисы детей дошкольного возраста»
«Влияние семьи на развитие личности ребенка»
«Как прекратить истерику у ребёнка»
«Детские страхи»
.«Гиперактивный ребенок»
«Поощрение и наказание в семье»
«Наш капризный малыш!»
«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»
.«Влияние сказки на развитие ребенка»
«Ребенок у экрана»
«Тревожный ребенок»,
«Агрессивный ребенок»
«Воспитываем усидчивость» .
«Крупная польза от мелкой моторики»
«Роль отца в воспитании детей
«Как подготовить руку к письму»
«Воспитание девочки и мальчика: общее и отличное»
.«Читаем вместе»
«Психологическая готовность ребенка к школе»
«Как правильно хвалить ребенка
« Наказывая- подумай как?»
«Детская ложь. Как быть родителям»
«Кризис 7 лет»
В течение учебного года выступала на педагогических советах ДОУ, родительском собрании для родителей будущих первоклассников.
IV Экспертная работа.
1. Участие в психолого-педагогическом консилиуме ( ППк)ДОУ.
2. Наблюдения за детьми во время прогулки, игровой и учебной деятельности с целью выявления причиннарушения
эмоционально-личностного развития, профилактики дезадаптации.
3. Просмотр, оценка организации, наблюдение за эмоциональными и поведенческими реакциями детей наутренниках,
мероприятиях ДОУ.
V Организационно-методическая работа.
.
1. В течение года я посещала методические объединения дошкольных педагогов – психологов г. Сальска и Сальского района и
Школу молодого специалиста.
2. Принимала активное участие в работе детского сада: ППк, педагогические часы, педагогические советы.
3.
Систематически являюсь участником вебинаров интерактивного педагогического портала «Мерсибо», сайта
«Педагоги России» и «Воспитатели России»
4.Участие в утренниках, мероприятиях ДОУ(выпускной, Новый год, )
5. Показала 1 открытое занятия на город и район «Цветик-семецветик» А также получила благодарственное письмо за участие в
муниципальном конкурсе кабинетов педагогов-психологов образовательных учреждений Сальского района в номинации «Кабинет педагога-психолога
дошкольной образовательной организации». 2024год
6. Сертификат участника : «Казачий диктант».
6 . Провела мероприятие по «Аутизму» с детьми группы компенсирующей направленности.
7. Проводила тренинги с педагогами на темы: «Полотно счастья», 2023год
8. Приняла участие во всероссийском форуме «Воспитатели России» « В авангарде детства на берегах Невы» 2023гол
9. Диплом участника «Использование современных цифровых технологий в реализации ФОП: Современные технологии обучения» 2024
год.
Сертификат участника : « Реализация ФОП ДО: Проблемы и решения» 2024г. Сертификат: «Исследовательская трансформация
педагогического образования» (Форум Педагоги России) 2024год
10.
Сертификат : «Воспитатели России» художественно-эстетическое развитию детей дошкольного возраста в рамках педагогического
марафона «В авангарде детства»
11.
12.
Сертификат «Академия педагогов России и стран СНГ «Мнемотехника для детей 6-9 лет» 2024г
13.
Посетили МБДОУ №18 «Белочка» Мастер –класс «Женщина –казачка»
14.
Обучила педагогов «Допсихологическая и кризисная психологическая помощь лицам в кризисных состояниях». 2024год.
Прослушала курс 12 вебинаров по вопросам дошкольного образования «Воспитатели России», общим объемом 36 учебных
часов .
15.
Задачи на будущий учебный год:
1. Больше времени уделять коррекционно-развивающим занятиям по различным проблемам познавательных процессов,
эмоциональной сфере, сфере общения, устранению страхов.
2.Усилить работу по психологическому просвещению родителей; консультации, встречи.
3.Расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений.
4. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса.
Цель и задачи на 2024-2025 учебный год
Цель:
сохранение
и
укрепление
психологического
здоровья
детей,
содействие
гармоничному
развитию
дошкольников в условиях дошкольного образования.
Задачи:
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
2. Изучение
индивидуальных
особенностей
детей
в единстве
интеллектуальной,
эмоционально-волевой
и
поведенческих сфер.
3.Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
4. Оказание помощи детям, нуждающимся в специальных формах организации деятельности.
5. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития – психологическая подготовка к школе.
6. Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в вопросах развитии,обучения, воспитания
детей. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образоватьльного процесса.
Диагностическая работа
№
Виды деятельности
Планируемые
мероприятия
Сроки
Примечание
Июль, октябрь( по
мере поступления
новых
воспитанников)
Сентябрь,
январь,
май.
Профилактика проявления
дезадаптации детей при
поступлении в ДОУ.
Индивидуальное ,
групповое обследование
Сентябрь, май.
Определение школьной зрелости и
факторов риска школьной
дезадаптации
Скрининговая диагностика
Индивидуальное
обследование
Март -апрель
Определение соответствия психического
развития детей возрастной норме,
выявление детей
с несформированными
новообразованиями
5
Изучение эмоционального
выгорания педагогического
коллектива.
Анкетирование,
опросники.
Ноябрь
Изучение эмоционального
выгорания педагогического
коллектива.
6
Индивидуальная диагностикапо
запросам родителей и педагогов
Наблюдение,
анкетирование,
диагностическое
обследование
В течение года
1
Сопровождение
адаптационного периода
Анализ адаптационных
листов.
2
Углубленное диагностическое
обследование детей группы
компенсирующей и
комбинированной
направленности ОВЗ
Диагностическая работапри
подготовке к ППк.
3
Диагностическое
исследование готовности
детей к школьному обучению
4
Выявление актуального уровня
развития детей.
№
1
2.
3.
Виды деятельности
Коррекционно – развивающая работа
Планируемые
Сроки
мероприятия
Групповые коррекционноразвивающие занятия по
программе «Удивляюсь,
злюсь, боюсь, хвастаюсь,
радуюсь»
Авторы: С.В.Крюкова, Н.П.
Слободяник
Подгрупповая работа
Сентябрьдекабрь
Групповая развивающая
работа «Уроки добра»
Автор: С.И. Семинака
Подгрупповая работа
Январь-апрель
Коррекционно-развивающие
занятие на развитие
познавательной сферы с детьми
ОВЗ по результатам диагностики
Индивидуально подгрупповая
работа
В течение года
Примечание
Старшая группа №8 «Золотые рыбки
для детей 5-6лет
Компенсирующая группа № 4 «Непоседы»
для детей
5-7 лет
Комбинированная группа № 6 «Аленькие
цветочки» для детей
6-7 лет
Средняя группа №5 «Пчёлки» 4-5лет
Старшая группа группа №«Золотые
рыбки» для детей 5-6лет
Компенсирующая группа № 4 «Непоседы» для
детей
5-7 лет
Комбинированная группа № 6 «Аленькие
цветочки» для детей
5-7 лет
Средняя группа №5 «Пчелки» 4-5лет
Содействие развитию ребенка в
соответствии с его индивидуальными
возможностями, развитие познавательной
активности,
эмоционально-волевой сферы,
коммуникативных навыков.
4.
Коррекционные игры и
упражнения, направленные на
преодоление сложностей в
эмоционально – личностной и
познавательной сферах
5.
Коррекционно-развивающаяработа Подгрупповая,
с детьми групп общеразвивающей индивидуальная работа
направленности от 1,6 до 7
лет ( по запросу)
№
Виды деятельности
Групповаяиндивидуальная работа
Ноябрь-март
Группы набираются по результатам
диагностики
В течение года
Содействие формированию личности ребенка
с ориентацией на возрастные нормы, развитие
эмоционально-волевойсферы.
Консультативная работа
Планируемые
Сроки
мероприятия
Примечание
1
«Ребенок поступает в детскийсад,
проблемы адаптации»
Индивидуальные, групповые
консультации, выступление
на
Родительском собрании
Май. Сентябрь
Повышение психолого - педагогической
компетентности родителей.
2
«Влияние семейных
отношений на развитие
личности ребенка»
Групповая консультациядля
родителей
Октябрь
Повышение психологической культуры
родителей.
3
Индивидуальное
консультирование родителейпо
результатам диагностики
Сбор дополнительной
информации, обсуждение
психолого –педагогического
сопровождения,
Сентябрь-май
Получение объективной информации о
состоянии интеллектуального и личностного
развития ребенка, с цельюобеспечения
индивидуального подхода.
разработка плана оказания
помощи, выдача
рекомендаций
4
«Возрастные нормы
психического развития
детей»
Групповые консультации
во всех группах для
педагогов и родителей.
В течение года
Повышение психологической культуры
родителей и педагогов
5
«Развитие мелкой моторики как
средство формирования речи
детей»
Консультация для
родителей
Октябрь
Повышение психологической культуры
родителей
6
«Готовим ребенка к школе!»
Групповая консультация
Март
Повышение психологической культуры
родителей.
7
Индивидуальное
консультирование педагогов
и родителей
Беседы, анкетирование,
опрос
По запросу в
течение года
Оказание помощи по возникшим
вопросам и проблемам в воспитании и
обучении дошкольников.
Просветительская работа
Просветительная деятельность и просвещение с родителями
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме консультаций на родительских
собраниях, на сайте ДОУ, уголка педагога-психолога в, в форме памяток
Виды деятельности
«Адаптация к детскому саду»
«Важность ритуала прощания»
«Важность режима дня»
«Возрастные
особенности
дошкольного возраста»
«Кризис 3 лет»
детей
Планируемые
мероприятия
Сроки
Примечание
Информационные
листовки по адаптации
Сентябрь
Для родителей
группы
Стендовая информация
Октябрь
Повышение
педагогической
родителей
1 ясельной
психолого
компетентности
«Почему возникают истерики у детей»
«Воспитываем самостоятельностьребёнка»
«В семье пополнение. Первая помощьпри
детской ревности»
«Как прекратить истерику у ребенка»
«Скоро
в
школу!
Рекомендации
родителям»
«Развитие межполушарное взаимодействия у
детей старшего дошкольного возраста»
«Влияние сказки на развитие ребенка»
«Поощрение и наказание в семье, как
методы воспитания»
«Ребенок у экрана»
«Азбука родительской любви»
Стендовая информация
Памятки для родителей
Ноябрь
Декабрь
«Тревожный ребенок»
«Агрессивный ребенок»
«Медлительный ребенок»
«Воспитываем усидчивость»
Стендовая информация
Январь
«Детские страхи»
«Роль
семьи
в развитии
ребёнка
дошкольного возраста»
«Крупная польза от мелкой моторики»
«Роль отца в воспитании детей»
Стендовая информация
Февраль
«Детская ложь. Как быть родителям»
«Как подготовить руку к письму»
«Воспитание
девочки
и мальчика:
общее и отличное»
«Читаем вместе»
Стендовая информация
Март
«Психологическая готовность ребенка к
школе»»
«Как правильно хвалить ребенка»
«Наказывая, подумай»
«Кризис 7 лет»
Выступление
собраниях
на
родительских
Памятки для родителей
По запросу
Апрель
В течение года
Повышение психолого - педагогической
компетентностиродителей.
Просветительная деятельность и просвещение с педагогическим коллективом
Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, тренингов, практикумов для педагогического
коллектива
Тренинг «Сбрось усталость»
Тренинг
помощи.
Тренинг
Педагогический
коллектив
«Эмоциональная перегрузка. Пути Педагогический
коллектив
«Женское счастье»
Выступление на педагогических советахДОУ
(по запросу администрации )
Ноябрь
Февраль
Педагогический
коллектив
Апрель
Педагогический
коллектив
В течении года
Повышение психолого педагогической компетентности
педагогов
№
Виды деятельности
1.
Составление годового плана
работы на 2024-2025 учебный
год
Организационно - методическая работа.
Сроки
Планируемые
мероприятия
Август-сентябрь
2.
Оформление и заполнение
рабочей документации.
В течение года
3.
Анализ и обработка
результатов диагностических
обследований, написание
заключений
В течение года
4.
Разработка рабочей
программы и программ
индивидуального
сопровождения и.т.д
В течение учебного
года
5.
Подготовка протоколов и
бланков диагностического
обследования, стимульногои
демонстрационного материала
к коррекционно
– развивающим занятиям.
В течение года
6.
Оформление информациидля
стендов, памяток и
буклетов для родителей, к
семинарам, родительским
В течение года
Примечание
Разработанные документы
собраниям, педсоветам,
консультациям.
7.
Посещение методических
объединений дошкольных
психологов
По плану МО
Повышение уровня самообразования.
8.
Повышение уровня
самообразования и
квалификации, посещение
курсов, семинаров,
прослушивание вебинаров
и т.п.,
В течение года
Повышение уровня самообразования.
9.
Участие в заседаниях ППк и
педагогических советах
ДОУ.
По плану ДОУ и
по плану работы
ППк
Представления на ребёнка
10.
Написание
статистического и
аналитического годового
Отчетов за 2024-2025 учебный
год
Посещение методических
объединений.
Май
Аналитический отчёт
11
В течении года по
плану работы
методического
объединения.
МБОУ Центр ППМС помощи
Сальского района
27.09.2024г Обсуждения
дискуссия.
Круглый стол
Анализ работы по
РМО в 2024-2025
уч. году.
Планирование
работы РМО на
2024-2025уч.год
Актуальные
вопросы
организации
деятельности
педагога-психолога
в доу в
соответствии с
ФОП,
нормативными
документами и
рекомендациями.
Кирьянова Н.В Руководитель МО, педагогпсихолог МБДОУ №8 «Звёздочка» г. Сальска
Педагоги-психологи
Типичные недостатки, допускаемые
педагогом- психологом при заполнении
текущей и отчётной документации.
29.11.2024 г
МБДОУ №19 «Ивушка» г
Сальска
7.02.2025г МБУ Центр ППМС
Сальского района
Семинарпрактикум. Тема:
«Психологическая
поддержка
родителей детей с
ограниченными
возможностями
(ОВЗ) при
эмоциональном
выгорании».
Презентация
проекта
Тема:
«формирование
гражданственно
патриотической
позиции у детей
старшего
дошкольного
возраста
Сайгак И.Ю педагог-психолог МБДОУ
«Ивушка» г.Сальска.
Ковалькова А.Г, педагог-психолог МБДОУ №6
«Колосок» п. Гигант.
Видео просмотр
25.04.2025г МБУ Центр
ППМС Сальского района
Жайворонок Н.А педагог-психолог МБДОУ
№3 «Берёзка» г. Сальска.
Круглый стол
Выявление
актуальных и
текущих вопросов,
предложений.
Анализ работы
РМО за 24-25
учебный год.
Получение
обратной связи
Кирьянова Н.В Руководитель МО, педагогпсихолог МБДОУ №8 «Звёздочка» г. Сальска
Педагоги-психологи