Пояснительная записка
к учебному плану МБДОУ № 9 "Красная шапочка" г. Сальска
на 2024 -2025 учебный год.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9
«Красная шапочка» г. Сальска расположено по адресу: Ростовская область, Сальский
район, г. Сальск, ул. Можайского , д 16
В МБДОУ функционирует 6 возрастных групп:
1 группа общеразвивающей направленности от 1.6 до 3 лет «Ягодка»;
1 группа общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет «Солнышко»;
1 группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет «Пчёлка»;
1 группа комбинированной направленности от 5 до 6 лет «Золотая рыбка»;
1 группа компенсирующей направленности от 5 до 7 лет «Непоседы»;
1 группа комбинированной направленности от 6 лет до 7 лет «Аленький цветочек».
Планирование образовательной деятельности по реализации образовательной
программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
МБДОУ № 9 «Красная шапочка» г. Сальска является нормативным документом,
регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном
учреждении в соответствии с Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г.
№ 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования" и с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, с учетом специфики МБДОУ, учебно-методического,
кадрового и материально-технического оснащения.
Учебный план является нормативным актом и разработан в соответствии с
нормативными документами:
1.Федеральный законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
N273-ФЗ ( вступил в силу с 1.09.2013 г.);
2.Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. №1028 "Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Рег.
№71847 от 28.12.2022г.)
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля
2020 г. № 373, г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте
РФ 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599).
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта
дошкольного образования»;
5. В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденным постановлением, Главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 №2, (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации от 29
января 2021., регистрационный № 62296), действующим до 1 марта 2027г.
6. В соответствии санитарным правилам СП2.4.3648-20«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28,
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2020.,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027г.
7. Уставом МБДОУ № 9 «Красная шапочка» г. Сальска
Основными задачами планирования являются:
1.Регулирование объема образовательной нагрузки.
2.Реализация федеральной образовательной программы
3.Реализация федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования к содержанию и организации образовательного
процесса в ДОУ.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Воспитательно-образовательный процесс, строится с учетом контингента
воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа
родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и вариативной части
формируемой участниками педагогического процесса. Объем обязательной части
составляет не менее 60% от ее общего объема нормативного времени. Обязательная часть
образовательной деятельности обеспечивает выполнение федеральной образовательной
программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных
отношений составляет не более 40% от общего нормативного времени, отводимого на
освоение основной образовательной программы.
Вариативная часть учебного плана соответствует предельно допустимой нагрузке и
требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО.
Организованно образовательная деятельность в общеразвивающих группах, группе
компенсирующей и комбинированной направленности реализуется по следующим
направлениям развития детей:
1.Социально-коммуникативное развитие;
2.Познавательное развитие
3.Речевое развитие;
4.Художественно-эстетическое развитие;
5.Физическое развитие.
К социально-коммуникативному развитию относятся: социализация, развитие
общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе; самообслуживание,
самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе.
К познавательному развитию относятся: формирование элементарных
математических
представлений;
развитие
познавательно-исследовательской
деятельности; ознакомление с окружающим (ознакомление с предметным окружением,
ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы) К речевому
развитию относятся: развитие речи, чтение художественной литературы, подготовка детей
к обучению грамоте.
К
художественно-эстетическому
развитию
относятся:
изобразительная
деятельность (рисование, лепка, аппликация); музыкальная деятельность, конструктивномодельная деятельность.
К физическому развитию относятся физкультурные занятия в спортивном зале и на
открытом воздухе; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
В компенсирующей группе для детей с ТНР речи от 5 лет до 7 лет проводятся
фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, логоритмика.
В группах комбинированной направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет и 5-6
лет проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия.
Воспитательно-образовательный процесс в МБДОУ разделен на 3 блока:
1. Образовательная деятельность.
2.Совместная деятельность педагога и детей (образовательная деятельность
осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и
образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов);
3.Самостоятельная деятельность детей (с использованием развивающей среды).
Организованно образовательная деятельность во всех возрастных группах проводится с
сентября по май включительно.
В МБДОУ № 9 «Красная шапочка» г. Сальска осуществляется диагностика, которая
предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Педагогическая диагностика
проходит в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанно и специально
организованной деятельности: с 09.09.2024 г. - 20.09.2024г. и
с 12.05.2025 г. 23.05.2025г (п.16.ФОП ДО). Диагностика предполагает оценку индивидуального развития
ребенка. В течение двух недель в сентябре и мае в соответствии с требованиями
Стандарта к результатам освоения Программы определяются целевые ориентиры
возможных достижений ребёнка в каждой возрастной группе.
Инструментарий педагогической диагностики
Педагогическая диагностика в группе направлена на отслеживание качества
результатов дошкольного образования.
Отслеживание качества результатов деятельности дошкольного образовательного
учреждения. Определение результативности деятельности ДОУ прежде всего связано со
степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие
детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в
процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, объектами диагностики
качества результатов деятельности ДОУ являются:
•физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;
•степень освоения ребенком ОПДО, его образовательные достижения;
•степень готовности ребенка к школьному обучению;
Удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, учителей,
воспитателей) деятельностью ДОУ.
Результаты диагностики после совместного обсуждения заносятся в
индивидуальную карту развития ребенка (а также в сводную диагностическую карту по
группе). Диагностическая карта отражает общую картину развития детей группы, по
вертикальным ячейкам можно выделить наиболее проблемные сферы, что требует
постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей. Таким образом,
педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной работы
с детьми.
Объекты педагогической диагностики:
•освоение детьми ОПДО;
•здоровье;
•готовность к школе.
Форма регистрации результатов педагогической диагностики:
•«Индивидуальная карта развития ребенка».
Режим и распорядок дня в дошкольных группах. (п.35.ФОП ДО)
Режим и распорядок дня устанавливаются с учётом требований СанПиН
1.2.3685-21, условий реализации программы ДОО, потребностей участников
образовательных отношений.(п. 35.2.ФОП ДО).
При
организации
режима
следует
предусматривать
оптимальное
чередование самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с
детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность
ребёнка в течение дня, обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки.
Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале
проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с
умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие
виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью.(п.35.7. ФОП
ДО)
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей
дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса должны
соответствовать требованиям, предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.364820.(п. 35.8.ФОП ДО)
Режим дня строится с учётом сезонных изменений. В теплый период года
увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе,
образовательная деятельность переносится на прогулку (при наличии условий).
Согласно СанПиН 1.2.3685-21 при температуре воздуха ниже минус 15 Си
скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают.
При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные
особенности ребёнка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп
деятельности и так далее) (п. 35.9.ФОП ДО)
Согласно СанПиИ 1.2.3б85-21 ДОО может корректировать режим дня в
зависимости от типа организации, и вида реализуемых образовательных программ, сезона
года. Ниже приведены требования к организации образовательного процесса, режиму
питания, которыми следует руководствоваться при изменении режима дня.(п. 35.11.ФОП
ДО)
Требования и показатели организации образовательного процесса и режима
дня.(п. 35.12. ФОП ДО)
Показатель
Возраст
Норматив
Требования к организации образовательного процесса
Начало занятий не ранее
все возрасты
8.00
Окончание занятий, не позднее
все возрасты
17.00
Продолжительность занятия для детей
от 1,6 до 3 лет
10 минут
дошкольного возраста, не более
от 3 до 4 лет
15 минут
от 4 до 5 лет
20 минут
от 5 до 6 лет
25 минут
от 6 до 7 лет
30 минут
Продолжительность дневной суммарной
от 1,5 до 3 лет
20 минут
образовательной нагрузки для детей
от 3 до 4 лет
30 минут
дошкольного возраста, не более
от 4 до 5 лет
40 минут
от 5 до 6 лет
50 минут или 75
минут при
организации 1
занятия после
дневного сна
от 6 до 7 лет
90 минут
Продолжительность перерывов между
все возрасты
10 минут
занятиями, не менее
Перерыв во время занятий для гимнастики,
все возрасты
2-х минут
не менее
Продолжительность прогулок, не менее
для детей до 7 лет
3 часа в день
Суммарный объем двигательной
все возрасты
1 час в день
активности, не менее
Утренняя зарядка, продолжительность, не
до 7 лет
10 минут
менее
Согласно пункту 2.10 СП 2.4.3648-20 к организации образовательного процесса и
режима дня должны соблюдаться следующие требования:
режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учётом
возрастных особенностей и состояния здоровья;
при организации образовательной деятельности предусматривается введение в
режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается
контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования
электронных средств обучения;
физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия,
массовые
спортивные мероприятия,
туристские
походы,
спортивные соревнования
организуются с учётом возраста, физической подготовленности и состояния
здоровья детей. ДОО обеспечивает присутствие медицинских работников на
спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах;
возможность проведения занятий физической культурой и спортом на
открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей
метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости
движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни
занятия физической культурой должны проводиться в зале.(п.35.21. ФОП ДО)
Содержание
образовательного процесса
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №
9 «Красная шапочка» г. Сальска на 2024-2025 учебный год
1. Режим работы учреждения (Из модельной программы)
Продолжительность учебного года составляет
36 недель (1 и 2 полугодия)
Продолжительность учебной недели
5 дней (с понедельника по пятницу)
Время работы возрастных групп
10,5 часов, с 7.00 до 17.30 часов
Суббота, воскресенье и праздничные
Нерабочие дни
дни
2. Мероприятия, проводимые в рамках образовательного процесса
3.1 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения
общеобразовательной программы дошкольного образования:
Наименование
Сроки
Количество дней
Стартовая диагностика
Первая половина сентября 2 недели
Заключительная диагностика
Вторая половина мая
с 01.06.2025 г.-31.08.2025
г.
04.11.2024г.день народного
единства
с 29.12. 2024 г. по 08.01.
2025 г. – новогодние
праздники
23.02.2025 – День
5.Праздничные и длинные выходные защитника Отечества
дни
08.03.2025г. –
Международный женский
день
01.05.2025г.- 04.05.2025г.–
День Весны и Труда
08.05.2025 г.- 11.05.2025г.
День Победы
4.Оздоровительный период
2 недели
12.06.2024 –
15.06.2025г.день России
Для осуществления
программы и технологии:
целостного
педагогического
процесса
используются
Образовательная
область
Название программы
Автор
Возрастная
или учебногруппа
методического пособия
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
«Социальнокоммуникативное
развитие»
Трудовое воспитание в
детском саду.
МОЗАИКА – СИНТЕЗ
Москва, 2015 год
Куцакова Л.В.
Формирование
основ
безопасности
у
дошкольников
МОЗАИКА – СИНТЕЗ
Москва, 2014 год
К.Ю Белая
Детская безопасность
В.А. Шипунова
«Развитие игровой
деятельности» Мозаика
– Синтез, Москва 2016г.
Н.Ф Губанова.
«Сборник
дидактических игр по
ознакомлению с
окружающим миром»
МОЗАИКА – СИНТЕЗ,
Москва,2015г
«Театральные занятия в
детском саду»
Л.Ю. Павлова
Концепция и программа
социально –
коммуникативного
развития и социального
воспитания
дошкольников
- М.: ТЦ Сфера, 2021г
Комплексный
Л.В.Коломийче
нко
Н.Сорокина
Младший,
средний,
старший
дошкольный
возраст.
Ранний,
младший,
средний и
старший
дошкольный
возраст.
Ранний,
младший,
средний и
старший
дошкольный
возраст.
Младший,
средний,
старший
дошкольный
возраст.
Средний,
старший
дошкольный
возраст.
Младший,
средний,
старший
дошкольный
возраст.
Младший,
средний,
старший
дошкольный
возраст.
Младший,
демонстрационный
материал «Бабушкины
сказки» Русские сказки,
32 сказки (комплект из 2
альбомов) АО
«Издательство
Просвещения 2022 год
Проектная деятельность
дошкольников
МОЗАИКА – СИНТЕЗ,
Москва,2016г
Познавательно исследовательская
деятельность
дошкольников. Для
занятий с детьми 4- 7 лет
Пособие МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, Москва, 2016г.
Знакомим дошкольников
с правилами дорожного
движения МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, Москва,2014г.
«Познавательное
развитие»
«Речевое развитие»
средний,
старший
дошкольный
возраст
Н.Е. Веракса,
А.Н. Веракса
Старший
дошкольный
возраст
Н.Е. Веракса,
О.Р. Галимов
Средний,
старший
дошкольный
возраст.
Т.Ф. Саулина
Младший,
средний,
старший
дошкольный
возраст
Средний,
старший
дошкольный
возраст
Младший,
средний,
старший
дошкольный
возраст.
Ранний,
младший,
средний и
старший
дошкольный
возраст
Средний,
старший
дошкольный
возраст
Ранний,
младший,
средний и
старший
дошкольный
возраст.
Ранний,
младший,
средний и
старший
Этические беседы с
дошкольниками
В.И. Петрова,
Т.Д. Стульник.
Экологическое
воспитание в детском
саду МОЗАИКАСИНТЕЗ, Москва 2009г.
Соломенникова
О.А.
Формирование
элементарных
математических
представлений
АраповаПискарева Н.А.
Развитие
познавательных
способностей
дошкольников
Конструирование и
художественный труд в
детском саду Сфера,
Москва, 2005 г.
Е.Е.
Крашенинников
, О.Л. Холодова
Развитие речи в детском
саду МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, Москва,2016г
В.В. Гербова
Л.В. Куцакова
«Художественноэстетическое развитие»
«Физическое
развитие»
Комплексная
Н.В. Нищева
образовательная
программа дошкольного
образования для детей с
тяжелым нарушением
речи
Обучение дошкольников
Л.Е. Журова,
грамоте Москва
Н.С. Варенцова,
«Школьная пресса»,
Н.В. Дурова,
2001г.
Л.Н. Невская.
Детское художественное Т.С. Комарова
творчество. МОЗАИКА
– СИНТЕЗ,
Москва,2016г.
Музыкальное
воспитание в детском
саду МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, Москва,2020г.
М.Б. Зацепина,
Г.Е. Жукова
«Музыкальнодидактические игры для
дошкольников».
- Н.Г.Кононова
«Сборник подвижных
игр» Мозаика – Синтез,
Москва 2016 г
Малоподвижные игры и
игровые упражнения
Э.Я.
Степаненкова
«Физкультура на
воздухе».
«Физическая культура
в детском саду»
«Физическая
культура для малыша»
М.М. Борисова
В.Г. Фролов
Л.И.
Пензулаева.
С.Я. Лайзане
дошкольный
возраст.
Старший
дошкольный
возраст
Средний,
старший
дошкольный
возраст.
Ранний,
младший,
средний и
старший
дошкольный
возраст.
Младший,
средний,
старший
дошкольный
возраст
Младший,
средний,
старший
дошкольный
возраст.
Все возрастные
группы
Младший,
средний,
старший
дошкольный
возраст.
Средний,старш
ий возраст
Младший,
средний,
старший
дошкольный
возраст.
Ранний возраст
Группа комбинированной
направленности от 6 до 7
лет «Аленький цветочек»
Группа компенсирующей
направленности от 5 до 7
лет «Непоседы»
Группа комбинированной
направленности от 5 до 6
лет «Золотая рыбка»
Группа общеразвивающей
направленности от 4 до 5
лет «Пчёлка»
Базовый вид
деятельности
Занятие (на любом
занятии решаются
задачи социальнокоммуникативного
развития детей)
Группа общеразвивающей
направленности от 3 до 4
лет «Солнышко»
Образовательна
я область
Группа общеразвивающей
направленности от 1.6 до 3
лет «Ягодка»
Учебный план образовательной деятельности по реализации основной
общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного
образования в МБДОУ № 9 «Красная шапочка» г. Сальска
на 2024-2025 учебный год
Обязательная часть организованной деятельности
Познавательно
е развитие
Речевое
развитие
Математическое
представление
Окружающий мир
-
1
1
1
1/2
2
1
1
1
1
1/1
1
Развитие речи
2
1
1
2
2/2
2
Фронтальное
логопедическое
Логоритмика
Подготовка к
обучению грамоте
-
-
-
-
2/2
-
-
-
1
1/1
-
2
1
1 раз в две
недели
1
1раз в две
недели
1 раз в
неделю
(мартмай)
1
1 раз в две
недели
2
1 раз в две
недели
2
1 раз в две
недели
--
1 раз в две
недели
1 раз в две
недели
1 раз в две
недели
1 раз в две
недели
--
-
-
-
2/2
1 раз в
две
недели
1 раз в
две
недели
-
--
-
-
-
-
2
2
2
2
2/2
2
3
3
3
3
3/3
3
10
10
10
13
15/16
15
Рисование
Лепка
Художественно
-эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Аппликация
Конструктивная
деятельность
Ручной труд
(прикладное
творчество)
Музыкальная
деятельность
Физкультура
Итого в неделю
1 раз в две
недели
-
Часть ОД, формируемая участниками образовательных отношений (Дополнительные кружки)
Казачата
Юный
финансист
1
1
1
1
1
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Утренний и вечерний круги
------ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно
1
1
ежедневно
Восприятие художественной литературы
и фольклора (речевое развитие)
Конструктивно-модельная деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
-
Игровая деятельность
Театрализованная деятельность
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
ежедневно ежедневно
1 раз в
1 раз в
неделю
неделю
ежедневно ежедневно ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
ежедневно ежедневно ежедневно
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
ежедневно
ежеднев
но
ежеднев
но
ежеднев
но
ежедневно
ежеднев
но
ежеднев
но
ежеднев
но
ежедневно
Общение при проведении режимных
моментов (беседы)
Дежурства
Хозяйственно – бытовой труд
Прогулки
Самостоятельная игра
Познавательно-исследовательская
деятельность
Самостоятельная деятельность
-
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Утренняя гимнастика
Оздоровительная работа
ежедневно ежедневно ежедневно
ежедневно
Комплексы закаливающих процедур
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Гигиенические процедуры
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно