Рабочая программа учителя - логопеда для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей (5-7 лет) и комбинированной направленности (5-7 лет) 2024-2025 гг

1

1
1.1
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.

1.7.
2.
2.1

2.2.
2.3.
2.4.
2.5
3.
3.1.
3.2.
3.3

Наименование разделов
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи р Программы
Принципы и подходы к формированию
Программы
Характеристика контингента воспитанников
Планируемые результаты освоения Программы
Способы определения результативности
реализации освоения Программы к концу
шестого года жизни
Двуязычные дети в группе компенсирующей
направленности
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности организации деятельности учителя
–логопеда по коррекции речевых нарушений у
детей с ТНР
Формы, способы, методы и средства реализации
программы.
Основные направления коррекционнообразовательной деятельности
Преемственность во взаимодействии
педагогических работников
Взаимодействие с семьями воспитанников
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Условия реализации рабочей Программы
Организация развивающей предметнопространственной среды
Учебно-методическое обеспечение
IV.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Приложение

Страница
3
5
5
7
8
9

9
10
10

10
13
15
16
18
18
18
19
20
26

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка.
Рабочая Программа представляет коррекционно- развивающую систему,
обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка,
интенсивное развитие фонематического восприятия лексико- грамматических категорий
языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных
способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с
речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем
при обучении в школе, а также его социализации.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают, как группу педагогического, потому что
их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение
ими учебным материалом в школе. Готовность к учебному обучению во многом зависит
от своевременного преодоления нарушения речи. Дети с речевыми нарушениями
нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание,
формы и методы которое должны быть адекватны возможностям и индивидуальным
особенностям детей.
В обязанности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности
детей, проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми которые имеют
задержку психологического развития осложнённую нарушения звукопроизношения,
фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи системного
характера, оказание методической помощи воспитателям по преодолению не резко
выраженных нарушений у детей.
Изучение речевой деятельности ведется систематически: в сентябре, когда ребенок
поступает на занятия к учителю- логопеду, в январе (промежуточное изучение) и в мае с
целью изучения качественных изменений в развитии речи. Во время диагностики
используется методическое пособие Иншакой О. Б. «Альбом логопеда» програмнодиагностический комплекс «СОНАТА –ДО»
Программа строится на общих закономерностях развития детей дошкольного возраста с
учетом сенситивных периодов в развитии психических процессов. Настоящая программа
носит коррекционно-развивающий характер.Програма предназначена для детей 4-7 лет с
общим недоразвития речи (ОНР 2, 3уровня).
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в
школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте,
до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что
именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное
– она наиболее гибка и податлива.
Поэтому нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
Нормативно -правовые документы
Рабочая программа разработана на основе:
-Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее –ФГОСДО) и федеральной
образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
3

Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие
нормативно-правовые документы:
-Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990)
/https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»;
-Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
-Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»
-Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
-Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный №
59599);http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г.
№ 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии»https://docs.edu.gov.ru/document/f9ac867f68a01765ef9ce94ebfe9430e/
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте
России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января2021г. №2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
-Устав МБДОУ № 9 «Красная шапочка» г. Сальска;
- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития у детей» предназначена для дошкольников старшей и подготовительной
группы.
4

- Образовательной программы МБДОУ № 9 «Красная шапочка» г. Сальска «Вариативной
примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор учитель- логопед
высшей квалификационной категории Н.В.Нищева.
Тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет. Н.В. Нищева.
1.2.Цели и задачи Программы
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из
приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы
раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей
обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей с нарушением
речевого развития разной степени выраженности и различного этиопагенеза, которые
часто приводят к тяжелым системным нарушениям в школьном возрасте. Это
обуславливает актуальность данной рабочей программы и необходимость ее внедрения в
практику образования ДОУ.
Целью данной Программы является построение системы работы в группах
компенсирующей и комбинирующей направленности для детей с тяжелым нарушением
речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную
интеграцию действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
Комплексность психологического воздействия направлена на выравнивание речевого и
психофизического развития детей и обеспечение детей их всестороннего гармоничного
развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и
художественно эстетических качеств дошкольников.
Одной из основных задачи Программы является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамотически правильной речью и коммуникативными
навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует
психологическую готовность к обучению к школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы общего образования.
Программой предусмотрено:
- преодоление недостатков в речевом развитии;
-воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового
восприятия;
-подготовка к овладению элементами грамоты;
- развитие связной речи старших дошкольников;
-развитие коммуникативности, успешности в общении;
- осуществление приемствености в работе с родителями воспитанников, сотрудниками
ДОУ и специалистами медицинских учреждений;
- развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая задача
программы).
Основой Программы является создание оптимальных условий для корекционно –
развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного
контингента.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в
ФГОС ДО:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного
процесса;
5

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов
каждого ребенка;
- принцип интеграция усилия специалистов;
- принцип корректности и доступности учебного материала, соответствия требований,
методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям
детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентричного наращивания информации в каждой возрастной группе во
всех пяти образовательных областях.
Основной формой работы является игровая деятельность – основная форма деятельности
дошкольников. Все коррекционно – развивающие индивидуальные, подгрупповые
занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены
разнообразными играми и игровыми упражнениями.
Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие»,
тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют
образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В соответствии с ФГОС ДОУ основной целью речевого развития является:
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе
овладения литературных языков своего народа.
Задачи речевого развития обозначены в ФГОС ДО:
-овладение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
-развитие речевого творчества;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой;
- формирование звуковой аналитико- синтетической активности, как предпосылки
обучения грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
В работе по основным областям («Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, муз,
руководителей, инструктора по физкультуре) учитель- логопед является консультантом и
помощником. Он помогает педагогам выбрать адекватные методы и приемы работы с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями
речи и этапа коррекционной работы.
Таким образом, разработанная в соответствии с ФГОС ДО Программа направлена на:
- охрану и укрепление здоровья воспитанников, коррекцию нарушения речевого
развития;
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка не зависимо от
тяжести его речевого нарушения;
-раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода;
- использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным
возможностям детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса,
основанной на реализации принципа единства, диагностики и коррекции развития;
- реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного
и начального образования;
- обеспечение психолго-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
6

1.4.

Характеристика контингента воспитанников

Программа предназначена для организации коррекционно логопедической работы с
детьми 5-7 лет имеющие нарушения речи. Эти дети являются детьми с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Дети различных возрастных категорий могут иметь
качественно неоднородные уровни речевого развития. Поэтому следует учитывать не
только возраст ребенка, но и уровень его речевого развития.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным
интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетикофонематическую, так и лексико – грамматическую системы языка. В настоящее время
выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов
языковой системы у детей с общим недоразвития речи. (Филичева Т.Б.)
Характеристика детей с общим недоразвития речи
(2 уровень речевого развития)
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной
чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы
Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно
использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» – три ежа.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их
лепетные варианты сложные предлоги отсутствуют.
Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в
частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно
ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и
употреблении
приставочных
глаголов,
относительных
и
притяжательных
прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наряду с
указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении
обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на
предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные
семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении.
Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме,
назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» – муравей, жук) Ограниченность
словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела,
части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юка$» – рука).
Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки
предметов, форму, цвет, материал.
Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых
отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или
предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление
рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих
вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего
проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и
причинно-следственных связей.
Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает
от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16–20
звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений
слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Данда$с» – карандаш, «аква$я» –
аквариум, «виписе$д» – велосипед, «мисане$й» – милиционер,

7

Характеристика детей с общим недоразвития речи
(3 уровень речевого развития)
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой
речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.
Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика
ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться не точное употребление
лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок
образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы
движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от
существительных По прежнему отмечается множественные аграмматизмы. Ребенок
может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании
прилагательных
и
числительных
с
существительными.
Характерно
недифференцированное произношение звуков причем замены могут быть нестойкими.
Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении
звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуре.
Ребенок может повторять трех и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает
их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается
недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая
сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
У детей наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это
проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук (например, при
расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент.
Итак, совокупность перечисленных пробелов в фоне лексико-грамматическом строе
речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского
сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
1.5 . Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР
(3 уровня речевого развития)
_ понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы
_ фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи;
– владеет навыками словообразования: продуцирует названия существительных от
глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно ласкательных
и увеличительных форм существительных;
– правильно употребляет основные грамматические формы слова;
– владеет элементарными навыками пересказа;
– владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции
фонематического синтеза;
– владеет элементами грамоты; «навыками чтения и печатания некоторых букв,
слогов, слов, коротких предложений в пределах программы;
– правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
– составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок,
используя графические схемы, наглядные опоры;
– В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой
системы.

8

1.6. Способы определения результативности реализации Программы
. Необходимым условием реализации Программы является проведение комплексно
психолого- педагогического обследования.
Результаты каждого ребенка с речевой патологией является основным средством
осуществления мониторинга его достижений и необходимым условием успешности
логопедической и общеразвивающей работы.
Учитель- логопед проводит обследование, только с согласия его родителей (законных
представителей).
Обследование проводится по программно- диагностическому комплексу
«СОНАТА –ДО»
• Н.В.Нищевой: «Диагностика педагогического процесса в старшей группе
(с 5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации. Разработано в
соответствии с ФГОС.
• Н.ВНищевой:
«Диагностика
педагогического
процесса
в
подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет) дошкольной
образовательной организации.
Порядок проведения педагогической диагностики, ее цели и задачи, средства и методы
сбора информации, сроки и периодичность определены в локальном акте «Положение о
педагогической диагностике».
По результатам заполняются речевые карты и составляются индивидуальные программы
на каждого ребенка.
Результатом реализации данной Программы является качество речи детей, которое
определяется ТПМПК в конце учебного года.
П о результатам обследования в конце учебного года составляется отчет учителялогопеда.

1.7.Двуязычные дети в группах компенсирующей и комбинированных
направленностей ДО
Двуязычные дети в группе компенсирующей и комбинированных
направленностей
Двуязычные дети поступают в группу для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) на общих основаниях по направлению психолого-медико
педагогической комиссии.
Для каждого воспитанника поступившего в группу по направлению ТМПК, учителемлогопедом после проведения психолого-педагогической диагностики индивидуального
развития и на основе данной программы разрабатывается индивидуальный план,
определяется индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические
технологии, соответствующие образовательным потребностям данного ребенка.
Обязательно разрабатывается комплексное психолого-педагогическое сопровождение
ребенка, организуется сотрудничество педагогов с семьей двуязычного ребенка.

9

II Содержательный раздел
2. 1. Особенности организации деятельности учителя-логопеда по коррекции
речевых нарушений у детей с ОНР.
Содержание коррекционной работы направлено на создание системы комплексной
помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной
образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в
физическом или физическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и
оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы
дошкольного образования.
Эффективность деятельности учителя- логопеда, воспитателей и других
специалистов в течении года определяется поставленными задачами рабочей программы.
Сентябрь – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление
документации.
Май итоговая диагностика. Составление списков на следующий год.
Логопедические занятия проводятся с 15 сентября.
Выпуск детей проводится в течении всего учебного года по мере устранения у них
дефектов речи. Результаты логопедического обследования отмечаются в речевой карте.
Количество детей занимающихся с учителем- логопедом 14 человек с тяжелыми
речевыми нарушениями (ОНР), имеющие статус «ребенок с ограниченыченными
возможностями здоровья», установленного решением территориальной психологопедагогической комиссии города Сальска.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в
коррекционно развивающую деятельность родителей (законных представителей или лиц
их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада.
Работа по речевому развитию редей проводится не только учителем- логопедом, но
и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечернее и
утренние часы, а так же на занятиях по труду, изобразительной деятельности,
конструированию, ознакомлению с окружающим миром.
Родители ребенка и педагоги детского сада по мере возможности закрепляют
сформированные у ребенка навыки и умения.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
Данная коррекционная программа разработана для реализации групп компенсирующей
и комбинированной направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ТНР) реализовываются на
групповых и индивидуальных занятиях.
Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в
соответствии с программой Н.В. Нищевой «Современная система коррекционной
работы в группе компенсирующей и комбинированной направленности для детей с
нарушением речи с 3 до 7 лет» и перспективному плану логопеда.
В основе планирования занятий с детьми с ТНР лежат тематический и
концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и
речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а
изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную
взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при
этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с
окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию,
10

в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное
переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.
Для обеспечения разностороннего развития детей с ТНР, в содержание обучения и
воспитания введены разнообразные темы. Их подбор и расположение определены
такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет
нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий
реализации тематического принципа- концентрированное изучение темы (в течение
одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того
же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения
важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для
активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом
программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и
расширяется.
Основную нагрузку несет индивидуальная логопедическая работа, которая проводится
2-3 раза в неделю с каждым ребенком. Частота проведения индивидуальных занятий
определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения.
Основной формой работы является игровая деятельность – основная форма
деятельности дошкольников.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение
каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции
индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития
воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.
План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой
карты ребёнка с ТНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования
(январь). В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы,
которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования
нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с
ОНР.
Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно –
ориентированный подход в обучении и воспитании.
На основании индивидуального плана логокоррекционной работы логопед
составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных
занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально
– личностные особенности
Задачи и содержание индивидуальных занятий
-развитие артикуляционной моторики.
-уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.
-развитие речевого дыхания и голосообразования.
-постановка отсутствующих или искаженных звуков
-автоматизация и дифференсация звуков.
Структура индивидуального занятия
-статистические и динамические артикуляционные упражнения
-пальчиковая гимнастика стихотворный текст
-упражнения по развитию речевого дыхания
-воспитание по формированию речевого дыхания
- упражнения по формированию речевого голоса
-воспитание четкой дикции
-упражнения для развития слухового внимания
-коррекция слоговой структуры слова
11

-исправление
дефекта
звукопроизношения
звукопроизношения в речи ребенка
–Обучение элементам грамоты

и

автоматизация

правильного

Подгрупповые (микро группы) для детей в группе 5 - 6 лет с ОНР в 1 период
обучения приоритетно ориентированы на формирование лексико – грамматических
средств языка и развитие связной речи и проводятся 2 раза в неделю. Во II период
обучения проводятся 3 раза в неделю и дополняются занятиями по формированию
произношения (1 раз в неделю). В III период - 2 занятия по формированию лексико –
грамматических средств языка и развитию связной речи, а занятия – по формированию
произношения - 2 раза в неделю. В течение года постепенно увеличивается
продолжительность каждого занятии: 20 минут в начале года, 25 – 30 мин. – в конце.
Групповые занятия для детей в группе 6 - 7 лет с ТНР в 1 период обучения логопед
еженедельно проводит 2 фронтальных занятия по формированию лексико –
грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия – по формированию
произношения. Во II период - 2 фронтальных занятия по формированию лексико –
грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятия – по формированию
произношения и 1 – по подготовке к обучению грамоте.
Цель и содержание занятий:
Основная цель подгрупповых занятий - закрепление поставленных логопедом звуков в
различных фонетических условиях. Занятия проводятся (2-3 человека) по мере
необходимости.
- закрепление навыков произношения изученных звуков
-отработка навыков восприятия сложных слоговых структур
-расширение лексического запаса в процессе автоматизации звуков
-развитие связной речи
Коррекционно – логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно.
Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических
занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого
ребёнка компенсирующей и комбинированной группы оформляется индивидуальная
тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков,
полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством
родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по
выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком
по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.
Способы реализации Программы:
-обеспечение эмоционального благополучия
-формирование доброжелательных отношений
-создание условий для развития познавательной деятельности
Методы реализации Программы:
В программе используются различные методы:
- практические
-наглядные
-словесные.
12

Так же с целью автоматизации поставленного звука особенно в связной речи
используется
-пересказ
-беседа
-рассказывание стихотворения
- скороговорки
Наблюдение, как метод используемый в Программе связан с применением картин,
рисунков, а так же показ артикуляции звука, упражнений.
Приемы реализации Программы:
- игры дидактические
-чтение произведений разных жанров
-беседы, ситуативные разговоры с детьми
- викторины
-сочинение сказок
-упражнения на развитие мелкой моторики
-физкульминутуки
Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребенком является игра.

2.3. Основные направления коррекционно- образовательной деятельности.
Словарный запас
- уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления
предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас
словарных образов запаса к активному использованию речевых средств.
- обеспечить переход от накопленных представлений пассивного речевого запаса к
активному использованию речевых средств.
- расширить объём правильно произносимых существительных- названий
предметов их частей по всем лексическим темам.
- учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе
развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и
видовые обобщающие понятия
- расширять глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания
действий, выраженных приставочными глаголами; работать по усвоению выраженных
личными и возрастными глаголами.
- учить различать и выделять в словосочетаниях признаков предметов по их
значению и по вопросам какой, какая, какое;
-обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением
соотнесенности; притяжательными прилагательными и прилагательными с ласковым
значением;
- учить сопоставлять предметы и явления на этой основе обеспечить понимание и
использование в речи слов синонимов, слов антонимов.
-расширять понимание значения простых предлогов и активизировать их
использование в речи. Обеспечить усвоение притяжательных местоимений,
определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых
13

числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и
умение оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых
форм словоизменения: окончания имен существительных в единственном и
множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с
простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и
женского рода в прошедшем времени.
- обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на
этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с
уменьшительно ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок-, енок-, ат-, -ят-, глаголов с разными приставками.
-научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и
притяжательные прилагательные.
- совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с
существительными в роде числе и падеже.
- совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными
союзами, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
-сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык
анализа простого двусоставного предложения из 2-3 слов без предлога.
Развитие фонетико- фонематической системы и навыков языкового анализа
-развитие просодической стороны речи.
-формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох
-закрепить навык мягкого голосоведения.
-воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на
координацию речи с движением.
-развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность модуляции
голоса. Коррекция произносительной стороны речи.
-закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой свободной
речевой деятельности.
-работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов
- совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
- учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов с разными согласными и
одинаковыми гласными;
-совершенствование фонетического восприятия, навыков звукового и слогового
анализа и синтеза.
- совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
-закрепить представление о гласных и согласных, их отличительных признаках.
Упражнять в различении на слух гласных и согласных, звуков, в подборе слов на
заданные гласные и согласные звуки.
- формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по
артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной
игровой и речевой деятельности. Закрепить навык выделения заданных звуков из ряда
звуков гласных из начала слова, согласных из конца начала слова.
- совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из
трех–пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).
14

– формировать навык различия согласных звуков по признакам: глухой звонкий,
твердый мягкий. Закрепить понятие звук, гласный звук, согласный звук.
--сформировать понятие звонкий согласный звук, гласный звук, согласный звук.
- совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящие из двух
слогов, одного слога, трех слогов. Закрепить понятие слог и умение оперировать ими.

Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков
-воспитание активного произвольного внимания к речи, развивать умения
вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в
чужой и своей речи.
-формирование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести
диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказовописаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану;
связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.
-совершенствовать навыка пересказа коротких текстов и знакомых сказок со зрительной
опорой.
- совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать
коммуникативную функцию речи.

2.4. Преемственность во взаимодействии педагогических работников.
Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы
в
образовательной организации в группах компенсирующей и комбинированной
направленности, как целостность образовательного учреждения. Формирование и
активизация инициативной речи дошкольников с нарушениями речи осуществляется
путем комплексного многостороннего воздействиями силами учителя- логопеда,
воспитателей, педагога-психолога, муз, руководителя, инструктора по физической
подготовке, мед, персонала.
Взаимодействие с воспитателем осуществляется в разных формах.
Это совместное планирование перспективного плана работы на текущий год во всех
образовательных областях; обсуждение форм, методов и приемов корекционноразвивающей работы; оснащение предметного пространства в групповом помещении.
Совместная коррекционная работа учителя- логопеда и воспитателей
предусматривает решение следующих задач:
- учитель- логопед формирует первичные речевые навыки у детей –логопатов.
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Здесь воспитатель полностью руководствуется методическими указаниями,
которые еженедельно предлагает учитель- логопед.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включает следующие разделы:
-логопедические минутки
-подвижные игры и пальчиковая гимнастика
15

-индивидуальная работа
-рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстрированного
материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности
воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики.
Фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или диферинсации поставленных
звуком, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Фонематических
представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления
отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется две пятиминутки в неделю, и
они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.
В системе планирования выбран принцип понедельного изучения лексических тем.
Решая общие задачи, каждый из них самостоятельно выбирает методы и приемы
проведения занятий.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует
логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную
базу для формирования речевых навыков.
Педагог - психолог ведет коррекцию основных психических процессов. Снятие
тревожности, эмоционального напряжения.
Музыкальный руководитель проводит педагогическую диагностику, на занятиях
ведет работу по развитию мелкой моторики рук, музыкальные речевые игры, на
активизацию внимания. Воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве.
а также закрепление лексических тем что благоприятно влияет на формирование
речевых функций у детей с патологией.
Дети с нарушением речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы,
быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять внимание физкультуре.
Инструктор по физкультуре проводит педагогическую диагностику, на занятиях
ведет работу по развитию двигательной активности с помощью подвижных игр разной
сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки,
совершенствует просодические компоненты речи.
Выполнение общеразвивающих
упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа
движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание
быстроты реакции на словестные инструкции.
Использование упражнений, для развития общей и мелкой моторики, координации
движений,
подвижных
игр.
Упражнения
на
формирование
правильного
физиологического дыхания.
Медицинский персонал учувствует в выяснении анамнеза ребенка, дает
направление на консультацию у медицинских специалистов контролирует
своевременность прохождения назначенного лечения профилактических мероприятий,
участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.

2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Семья – это естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее),
которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее
влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в
процессе воздействия на развитие ребенка логопеду и воспитателям необходимо
16

привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития
дошкольника.
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям
полную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее
учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную корекционую программу,
предназначенную для занятий с ребенком, и делать акцент на необходимости
совместной согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Далее учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе
через систему методических рекомендаций. Рекомендации родители получают в усной
форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в индивидуальных тетрадях.
Рекомендации родителям по организации домашнего задания с детьми необходимы для
того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом так и в
общем развитии.
Задания подобраны в соответствии с изучаемыми в группе лексическим темами и
требованиями программы.
Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.
С особенностями организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы
родителей знакомят специалисты во время консультаций.
Родительский час. Проводится учителем- логопедом один раз в неделю во второй
половине дня с 16.00 до 17 часов.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком,
разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в
домашних условиях, помощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской
литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на
определенном этапе развития ребенка.
Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями
групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов.
Работа с родителями
№
Направление работы
п/п
1
Индивидуальные консультации
2
Родительские собрания
3
Открытые занятия
4
Обучающие занятия – практикумы
5
Проведения логопедического обследования по
запросу
6
Заполнение индивидуальных тетрадей
Оформление логопедического уголка для
7
родителей

Сроки проведения
В течении года
В течении года
В течении года
В течении года
В течении года
В течении года
В течении года

17

III. Организационный раздел
3.1. Условия реализации рабочей Программы.
Корекционо-развивающие логопедические занятия проходят в условиях группового
помещения и кабинета логопеда.
Учебный год в группе комбинированной и компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) начинаются с первого сентября, длится девять
месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:
I ПЕРИОД (сентябрь, октябрь, ноябрь)
II ПЕРИОД (декабрь, январь, февраль)
III ПЕРИОД (март, апрель, май)
Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально
допустимый обьем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы
допустимые СанПин. В соответствии СанПин продолжительность занятий 5- го года
жизни 20 минут, 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7- го года жизни 30 минут.
3.2. Организация развивающей предметно- пространственной среды.
Игровое оборудование
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования
и инвентаря в кабинете учителя- логопеда и групповом помещении в соответствии с
Программой должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
-двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической,
артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
-возможность самовыражения детей.
Правильно организованная
предметно- пространственная развивающая среда в
групповом помещении и кабинете логопеда создает возможности для успешного
устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет
ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и
в свободной деятельности, инициативности, помогает утвердится в чувстве уверенности
в себе, значит способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.
Развивающая
предметно- пространственная среда в кабинете
Учителя- логопеда
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Несколько стульев для занятий у зеркала.
3. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, салфетки, спирт.
4. Песочные часы- 2 штуки
5. Суд жуки 6 штук
6. Счеты 2 штуки.
7. Зеркала индивидуальные- 10штук
8. Шнуровка разная (цветы, обувь, машины)
9. Комод для пособий-1
10. Шкафы для пособий – 2 шт.
11. Стол канцелярский – 1 шт.
12. Кресло- груша для релаксации и снятия напряжения.
18

13. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки,
дудочки, воздушные шары, мыльные пузыри, перышки, листочки).
14. Логопедический альбом для обследования фонетико- фонематической системы
речи.
15. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
16. Предметные картинки, по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки,
серии сюжетных картинок.
17. Лото, домино, пазлы по лексическим темам.
18. Небольшие игрушки, мелкие игрушки, по изучаемым темам, разнообразный
счетный материал.
19. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков
всех групп.
20. Настольно- печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.
21. Настольно- печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.
22. Настольно- печатные дидактические игры «Мозаика», Матрешка- сказка«Колобок», «Собери маме бусы», «Сплети коврик»
23. Настольно- печатные дидактические игры для развития навыков звукового и
слогового анализа и синтеза «Кубики Азбука», «Составь слово по образцу»
«Буквы на магнитах», «Раздели слова на слоги», «Буква потерялась».
24. Игры пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе
«Геоборд», «Сенсорный куб»

3.3.

Учебно-методическое обеспечение

1. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в
подготовительной группе для детей с ОНР (1,2,3, периода обучения) – М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2007
2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для
прелдаленния лексико- грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.
СПб, 2003.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: изд-во АРД ЛТД, 1998
4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2000
5.Нищева Н.В.Методический комплект программы для дошкольников
6.Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет. Н.В. Нищевой.
7. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть 1)
СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 Тетрадь для логопеда, родителей, воспитателей.
8. Крепенчук О.И.Научите меня говорить правильно. СПб. 2001.
9.. Нищева Н.В Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной
к школе группе детского сада для детей с ОНР. – М.: Детство-Пресс, 2008.
10. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов М, «Владос», 1999.

19

Дополнительный раздел.
Краткая презентация
Пояснительная записка.
Рабочая Программа представляет коррекционно- развивающую систему,
обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка,
интенсивное развитие фонематического восприятия лексико- грамматических категорий
языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных
способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с
речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем
при обучении в школе, а также его социализации.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают, как группу педагогического, потому что
их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение
ими учебным материалом в школе. Готовность к учебному обучению во многом зависит
от своевременного преодоления нарушения речи. Дети с речевыми нарушениями
нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание,
формы и методы которое должны быть адекватны возможностям и индивидуальным
особенностям детей.
В обязанности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности
детей, проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми которые имеют
задержку психологического развития осложнённую нарушения звукопроизношения,
фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи системного
характера, оказание методической помощи воспитателям по преодолению не резко
выраженных нарушений у детей.
Изучение речевой деятельности ведется систематически: в сентябре, когда ребенок
поступает на занятия к учителю- логопеду, в январе (промежуточное изучение) и в мае с
целью изучения качественных изменений в развитии речи. Во время диагностики
используется методическое пособие Иншакой О. Б. «Альбом логопеда» програмнодиагностический комплекс «СОНАТА –ДО»
Программа строится на общих закономерностях развития детей дошкольного возраста с
учетом сенситивных периодов в развитии психических процессов. Настоящая программа
носит коррекционно-развивающий характер. Программа предназначена для детей 4-7 лет
с общим недоразвития речи (ОНР 2, 3уровня).
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в
школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте,
до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что
именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное
– она наиболее гибка и податлива.
Поэтому нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
Нормативно -правовые документы
Рабочая программа разработана на основе:
-Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее –ФГОСДО) и федеральной
образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
20

России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие
нормативно-правовые документы:
-Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990)
/https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»;
-Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
-Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»
-Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
-Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный №
59599);http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009010021
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г.
№ 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии»https://docs.edu.gov.ru/document/f9ac867f68a01765ef9ce94ebfe9430e/
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте
России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января2021г. №2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
-Устав МБДОУ № 9 «Красная шапочка» г. Сальска;
- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития у детей» предназначена для дошкольников старшей и подготовительной
группы.
21

- Образовательной программы МБДОУ № 9 «Красная шапочка» г. Сальска
«Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор
учитель- логопед высшей квалификационной категории Н.В. Нищева.
Тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет. Н.В. Нищева.
Цели и задачи Программы
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из
приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы
раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей
обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей с нарушением
речевого развития разной степени выраженности и различного этиопагенеза, которые
часто приводят к тяжелым системным нарушениям в школьном возрасте. Это
обуславливает актуальность данной рабочей программы и необходимость ее внедрения в
практику образования ДОУ.
Целью данной Программы является построение системы работы в группах
компенсирующей и двух комбинированных направленности для детей с тяжелым
нарушением речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет,
предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ и и
родителей дошкольников. Комплексность психологического воздействия направлена на
выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение детей их
всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных,
интеллектуальных и художественно эстетических качеств дошкольников.
Одной из основных задачи Программы является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными
навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует
психологическую готовность к обучению к школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы общего образования.
Программой предусмотрено:
- преодоление недостатков в речевом развитии;
-воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового
восприятия;
-подготовка к овладению элементами грамоты;
- развитие связной речи старших дошкольников;
- развитие коммуникативности, успешности в общении;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками
ДОУ и специалистами медицинских учреждений;
- развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая задача
программы).
Основой Программы является создание оптимальных условий для корекционно –
развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного
контингента.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в
ФГОС ДО:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
22

- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного
процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов
каждого ребенка;
- принцип интеграция усилия специалистов;
- принцип корректности и доступности учебного материала, соответствия требований,
методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям
детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентричного наращивания информации в каждой возрастной группе во
всех пяти образовательных областях.
Основной формой работы является игровая деятельность – основная форма деятельности
дошкольников. Все коррекционно – развивающие индивидуальные, подгрупповые
занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены
разнообразными играми и игровыми упражнениями.
Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие»,
тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют
образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В соответствии с ФГОС ДОУ основной целью речевого развития является:
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе
овладения литературных языков своего народа.
Задачи речевого развития обозначены в ФГОС ДО:
-овладение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
-развитие речевого творчества;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой;
- формирование звуковой аналитико- синтетической активности, как предпосылки
обучения грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
В работе по основным областям («Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, муз,
руководителей, инструктора по физкультуре) учитель- логопед является консультантом и
помощником. Он помогает педагогам выбрать адекватные методы и приемы работы с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями
речи и этапа коррекционной работы.
Таким образом, разработанная в соответствии с ФГОС ДО Программа направлена на:
- охрана и укрепление здоровья воспитанников, коррекцию нарушения речевого
развития;
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка не зависимо от
тяжести его речевого нарушения;
-раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода;
- использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным
возможностям детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса,
основанной на реализации принципа единства, диагностики и коррекции развития;
- реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного
и начального образования;
23

- обеспечение психолго-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.

Характеристика контингента воспитанников
Программа предназначена для организации коррекционно логопедической работы с
детьми 5-7 лет имеющие нарушения речи. Эти дети являются детьми с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Дети различных возрастных категорий могут иметь
качественно неоднородные уровни речевого развития. Поэтому следует учитывать не
только возраст ребенка, но и уровень его речевого развития.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным
интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетикофонематическую, так и лексико – грамматическую системы языка. В настоящее время
выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов
языковой системы у детей с общим недоразвития речи. (Филичева Т.Б.)
Характеристика детей с общим недоразвития речи
(3 уровень речевого развития)
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой
речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.
Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика
ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться не точное употребление
лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок
образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы
движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от
существительных По прежнему отмечается множественные аграмматизмы. Ребенок
может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании
прилагательных
и
числительных
с
существительными.
Характерно
недифференцированное произношение звуков причем замены могут быть нестойкими.
Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении
звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуре.
Ребенок может повторять трех и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает
их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается
недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая
сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
У детей наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это
проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук (например, при
расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и
т.д.)
Итак, совокупность перечисленных пробелов в фоне лексико-грамматическом строе
речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского
сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

24

Взаимодействие с семьями воспитанников.
Семья – это естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее),
которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее
влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в
процессе воздействия на развитие ребенка логопеду и воспитателям необходимо
привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития
дошкольника.
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям
полную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее
учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционную программу,
предназначенную для занятии с ребенком, и делать акцент на необходимости
совместной согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Далее учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе
через систему методических рекомендаций. Рекомендации родители получают в устной
форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в индивидуальных тетрадях.
Рекомендации родителям по организации домашнего задания с детьми необходимы для
того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом так и в
общем развитии.
Задания подобраны в соответствии с изучаемыми в группе лексическим темами и
требованиями программы.
Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.
С особенностями организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы
родителей знакомят специалисты во время консультаций.
Родительский час. Проводится учителем- логопедом группы один раз в неделю во
второй половине дня с 16.00 до 17 часов.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком,
разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в
домашних условиях, помощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской
литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на
определенном этапе развития ребенка.
Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями
групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов.
Работа с родителями
№
Направление работы
п/п
1
Индивидуальные консультации
2
Родительские собрания
3
Открытые занятия
4
Обучающие занятия – практикумы
5
Проведения логопедического обследования по
запросу
6
Заполнение индивидуальных тетрадей
Оформление логопедического уголка для
7
родителей

Сроки проведения
В течении года
В течении года
В течении года
В течении года
В течении года
В течении года
В течении года
25

Приложение
Календарно_ тематическое планирование подгрупповых занятий по развитию
лексико– грамматического строя и связной речи у детей.
Месяц
Возраст
Возраст
5-6 лет
6-7 лет
Сентябрь
1-неделя «Осень. Периоды осени.
Осенние месяцы.
Деревья осенью»
Октябрь
1-неделя «Осень. Признаки 1-неделя «Овощи. Труд взрослых на полях
осени. Деревья осенью»
и в огородах»
Осень.
Признаки
осени. 2-неделя «Фрукты. Труд взрослых в
2-неделя «Огород. Овощи.»
садах»
3-неделя «Сад. Фрукты»
3-неделя
«Насекомые.
Подготовка
4-неделя «Лес. Грибы. Ягоды.» насекомых к зиме.»
4-неделя «Перелетные птицы»
Ноябрь
1-неделя «Одежда»
1-неделя «Поздняяосень.Грибы. Ягоды.»
2-неделя «Обувь»
2-неделя «Домашние и дикие животные»
3-неделя «Игрушки»
3-неделя «Дикие животные и их
4-неделя «Посуда»
детеныши»
4-неделя «Осенняя одежда. Обувь»
Декабрь
1-неделя «Кухня. Посуда»
1-неделя
«Зима.
Зимние
месяцы.
2-неделя «Зима. Зимующие Зимующие птицы»
птицы»
2-неделя «Мебель. Назначение мебели»
3неделя «Комнатные
3-неделя «Посуда. Материалы из которых
растения»
сделана посуда»
4-неделя «Новогодний год»
4-неделя «Новогодний год»
Январь
1-неделя у детей зимние 1-неделя у детей зимние каникулы
каникулы
2-неделя «Транспорт. Виды транспорта»
2-неделя «Мебель»
3-неделя «Профессии. Трудовые
3-неделя
«Грузовой
и действия»
пассажирский транспорт»
4-неделя «Труд на селе зимой»
4-неделя
«Профессии
на
транспорте»
Февраль
1-неделя «Детский сад.
1-неделя «Инструменты»
Профессии».
2-неделя «Наша армия»
2-неделя «Наша армия»
3-неделя «Комнатные растения. Уход за
3-неделя Профессии
ними»
4-неделя «Стройка. Профессии 4-неделя «Животный мир морей»
Март
1-неделя «Весна» Приметы 1-неделя «Ранняя весна.
весны.
Весенние месяцы»
2-неделя «Весенние цветы»
2-неделя «Весенние цветы»
3-неделя
«Речные
и 3-неделя «Наша Родина -Россия»
аквариумные рыбы»
4-неделя «Сальск (родной город)
4-неделя «Наш город»
Апрель
1-неделя «Весенние работы»
1-неделя «Знакомство с творчеством
2-неделя «Космос»
С.Я.Маршака»
3-неделя
«Откуда
хлеб 2-неделя «Знакомство с творчеством
пришел»
К.И.Чуковского»
26

4-неделя «Почта»

Май

1-неделя у детей весенние
каникулы
2-неделя «Правила дорожного
движения»
3-неделя «Лето. Насекомые.»
4-неделя
«Лето.
Полевые
цветы»

3-неделя «Знакомство с творчеством
К.И.Чуковского»
4-неделя «Знакомство с творчеством
А.Л.Барто»
1-неделя у детей весенние каникулы
2-неделя «Поздняя весна. Растения и
животные весной. Перелетные птицы.
3-неделя «Знакомство с творчеством
А.С.Пушкина»
4-неделя «Скоро в школу»

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти