УТВЕРЖДАЮ: _____________Н.А. Мягкая
Заведующий МБДОУ № 9
«Красная шапочка» г. Сальска
Приказ № 107 от 30.08.2013г.
Положение о должностном контроле
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида второй категории
№9 «Красная шапочка» г. Сальска
1
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 9 «Красная
шапочка» г.Сальска (далее- Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБДОУ № 9
«Красная шапочка» г. Сальска и регламентирует содержание и порядок проведения
контрольной деятельности в Учреждении.
1.2. Должностной контроль является основным источником информации для анализа
состояния деятельности МБДОУ, получения достоверных результатов деятельности всех
участников образовательного процесса; процесс контроля призван снять затруднения
участников образовательного процесса и повысить его эффективность.
Должностной контроль заключается в проведении администрацией Учреждения и (или)
специально созданной комиссией наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке
руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками
законодательных и других нормативно-правовых актов РФ, органов местного
самоуправления, Учредителя.
1.4. Должностные лица, занимающиеся контрольной деятельностью, руководствуются
законодательством в области образования, указами Президента РФ, Постановлениями и
распоряжениями Правительства России, нормативными правовыми актами, изданными
Минобразования России, органом управления образованием Ростовской области,
органами местного самоуправления, Учредителем, Уставом МБДОУ, локальными актами,
настоящим Положением, приказами о проведении контроля, Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении, должностными инструкциями.
1.5. Целью контрольной деятельности Учреждения является:
— совершенствование деятельности ДОУ;
—повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников
ДОУ;
— улучшение качества образования воспитанников.
1.6. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия
нового.
2. Основные задачи должностного контроля.
2.1. Основными задачами должностного контроля в ДОУ являются:
— контроль исполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность
ДОУ;
— выявление случаев нарушений и неисполнения нормативно-правовых актов,
регламентирующих деятельность ДОУ, принятие мер по их пресечению;
— анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
— защита прав и свобод участников образовательного процесса;
— анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности работников;
— изучение результатов деятельности сотрудников, выявление положительных и
отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой
основе предложений по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта
и устранению негативных тенденций;
— совершенствование качества воспитания и образования воспитанников ДОУ с
одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат;
— контроль реализации образовательных программ, соблюдения Устава и иных
локальных актов;
— анализ результатов исполнения приказов по ДОУ;
2
— анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса в ДОУ;
— оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
3. Организационные виды, формы и методы должностного контроля.
3.1. Контрольная деятельность может осуществляться в виде плановых, оперативных
проверок и текущего контроля.
3.1.1. Контрольная деятельность в виде плановых проверок проходит в соответствии с
утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает
нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.
3.2. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, плановый контроль
проводится в виде тематических (одно направление деятельности) или фронтальных
проверок (два и более направлений).
3.2.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности
ДОУ.
Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по
конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных и здоровьесберегающих
технологий, форм и методов работы, опыта работников ДОУ.
Темы контроля определяются в соответствии с годовым планом работы ДОУ на
основании проблемно-ориентированного анализа работы по итогам предыдущего учебного года.
В ходе тематического контроля проводятся тематические исследования (анкетирование,
тестирование), анализируется практическая деятельность педагогических работников
(через посещение занятий, воспитательные мероприятия с детьми, родителями,
организация и проведение режимных моментов, проверку документации).
3.2.2. Одной из форм тематического контроля является персональный контроль. В
ходе персонального контроля, проверяющий изучает:
— уровень знаний работника в области его компетенции, его профессиональное
мастерство;
— уровень исполнения работником его должностных обязанностей;
— уровень овладения педагогом новыми образовательными технологиями, наиболее
эффективными формами, методами и приемами обучения;
— результаты деятельности работника ДОУ и пути их достижения.
3.2.3. Фронтальный контроль проводится с целью получения полной информации о
состоянии образовательного процесса. Эта форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении программы воспитания в целом, дает материалы
для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает определить дальнейшие
направления в работе.
3.2.4. Методами должностного контроля могут быть:
- анализ документации,
- обследование,
- наблюдение,
- экспертиза,
- анкетирование,
- тестирование,
- опрос участников образовательного процесса,
- контрольные срезы освоения образовательных программ,
-иные правомерные методы, способствующие достижению цели контроля.
3
3.2.5. Текущий (оперативный) контроль направлен на изучение вопросов, требующих
постоянного контроля, контроля не реже одного раза в квартал, контроля не реже одного
раза в месяц.
4. Организация должностного контроля.
4.1. Должностной контроль в ДОУ осуществляется заведующим дошкольным
образовательным учреждением и его заместителями, медсестрой, другими специалистами
в рамках полномочий, определенных приказом руководителя образовательного
учреждения и согласно, утвержденного плана контроля.
4.2. Контрольная деятельность является составной частью годового плана работы
ДОУ.
4.3. Заведующий, не позднее, чем за 1 неделю, издает приказ о сроках и теме
предстоящего контроля, устанавливает срок предоставления итоговых материалов,
назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых и проверяющих планзадание предстоящего контроля.
4.4. План-задание предстоящего контроля составляется заведующим, либо
заместителями заведующей по ВМР, КР. План-задание определяет вопросы конкретной
проверки, которые должны обеспечить достоверность и сравнимость результатов
контроля для подготовки итогового документа.
4.5. Периодичность и виды контрольной деятельности определяются
необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и
результатах деятельности работников ДОУ. Нормирование и тематика проверок находятся
в исключительной компетенции заведующего.
4.6. Основания для должностного контроля:
— годовой план-график контроля;
— задание руководства органа управления образованием (проверка состояния дел для
подготовки управленческих решений, которое должно быть документально оформлено);
— обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области воспитания
и образования (оперативный контроль).
4.7. Работник должен быть предупрежден о проведении плановой проверки заранее.
4.8. При проведении оперативных (экстренных) проверок педагогические и другие
работники могут не предупреждаться заранее.
Экстренным случаем считается письменная жалоба родителей (законных представителей)
на нарушение прав воспитанника, законодательства об образовании, а также случаи
грубого нарушения законодательства РФ, трудовой дисциплины работниками ДОУ.
4.9. Результаты тематического и комплексного контроля оформляются в виде справки
о результатах контроля. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения.
4.10. Текущий контроль фиксируется в виде констатации фактов в картах, журнале
контроля (анализа, наблюдения). По результатам текущего контроля в картах , журнале
оформляются выводы и рекомендации.
4.11. Информация о результатах должностного контроля доводится до работников
ДОУ в течение 7 дней с момента завершения проверки.
4.12. Проверяющие и проверяемые после ознакомления с результатами контрольной
деятельности должны поставить подписи под итоговыми документами. При этом,
проверяемые имеют право сделать запись о несогласии с результатами контроля в целом
или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись
проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку,
или заведующий.
4.13.По итогам контроля, в зависимости от его формы, целей, задач, а также с учетом
реального положения дел:
4
— проводятся заседания педагогического совета, производственные собрания, рабочие
совещания с работниками ДОУ;
— сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно
номенклатуре дел ДОУ;
— результаты контроля могут учитываться при аттестации педагогических работников, но
не являются основанием для заключения аттестационной комиссии.
4.14. Заведующий по результатам контроля принимает следующие решения:
— об издании соответствующего приказа;
— об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
— о повторном контроле с привлечением определенных специалистов (экспертов);
— о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, педагогических и
других работников;
— о поощрении работников и др.
4.15. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях родителей, а также в
обращении и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном
порядке и в установленные сроки.
5. Примерный перечень вопросов, подлежащих должностному контролю.
5.1. Заведующий Учреждения и (или) по его поручению заместитель руководителя,
другие специалисты в рамках полномочий, определенных приказом руководителя
образовательного учреждения, вправе осуществлять должностной контроль результатов
деятельности работников по вопросам:
- осуществления государственной политики в области образования;
- использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по
назначению;
- использования методического обеспечения в образовательном процессе;
- реализации утвержденной образовательной программы и учебного плана ДОУ;
- соблюдения календарных планов;
- соблюдения Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов
образовательного учреждения;
- другим вопросам в рамках компетенции проверяющих лиц.
6. Права участников должностного контроля.
6.1. При осуществлении контрольной деятельности проверяющий имеет право:
— знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями
работника ДОУ, его аналитическими материалами;
— изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение и
анализ занятий, других мероприятий с детьми, наблюдение режимных моментов;
— проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом
полученной информации;
— организовывать социологические, психологические, педагогические исследования;
— делать выводы и принимать управленческие решения.
6.2. Проверяемый работник ДОУ имеет право:
— знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
— знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
— своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих;
— обратиться в конфликтную комиссию профсоюзного комитета Учреждения или
вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.
5
7. Ответственность.
Члены комиссии, занимающейся контрольной деятельностью в МБУ, несут
ответственность:
за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам
контроля;
за тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения
контрольных мероприятий;
за качественную подготовку к проведению проверки деятельности работника;
за ознакомление работника с итогами с итогами проверки до вынесение
результатов на широкое обсуждение;
за обоснованность выводов по итогам проверки.
8. Делопроизводство.
8.1. Аналитические материалы по результатам контроля должны содержать в себе
следующие разделы:
— вид контроля;
— форма контроля;
— тема проверки;
— цель проверки;
— сроки проверки;
— состав комиссии;
— результаты проверки (перечень проверенных мероприятий, документации и пр.);
— выводы;
— предложения и рекомендации
8.2. По результатам контроля заведующий издает приказ, в котором указываются:
— вид контроля;
— тема проверки;
— цель проверки;
— сроки проверки;
— состав комиссии;
— результаты проверки;
— решение по результатам проверки;
— назначаются ответственные лица по исполнению решения;
— указываются сроки устранения недостатков;
8.3. По результатам контроля проводится собеседование с проверяемым, при
необходимости — готовится сообщение о состоянии дел на административное совещание
при заведующем Учреждения , на педсовет, на Совет МБДОУ.
6